Использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Театр - самый доступный вид искусства
для детей-дошкольников.
Л. С. Выготский
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка велико. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, тема театрализованной деятельности в детском саду не теряет своей актуальности. Поэтому выбранная тема заняла достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, это важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способствует распознаванию эмоционального состояния человека.
Учеными доказано, что театрализованная деятельность способствует совершенствованию звуковой стороны, грамматического строя, расширению словаря, созданию диалогов и монологов, развитию общей речевой культуры и т.д. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка во всех сферах деятельности, создает благоприятный микроклимат в группе, а также реализует творческий потенциал дошкольника.
Основные направления театрализованной деятельности:
- различные виды артикуляционной гимнастики;
- логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
- коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие памяти с расширением словарного запаса («Какой волк?»); развитие слухового восприятия («Узнай героя сказки по описанию», отгадывание небылиц); на развитие логического мышления («Что сначала, что потом»); игры на развитие грамматики (использования приемов словоизменения и словообразования); на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и театр) и т.д.
- упражнения для эмоционального развития детей (на развитие мимики, жестов, элементов пантомимы);
- театральные этюды;
- игры – драматизации.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка,
Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.
Таким образом, развитие речи детей может осуществляться через театрально-игровую деятельность, что ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.
Учитель-логопед Прокофьева Н.М.