Система работы по эстетическому воспитанию дошкольников
Джавадова Л.В.,воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка – детский сад № 82
г.Томск
Одна из важнейших задач в области образования – эстетическое воспитание.Эстетическое воспитание многогранно, оно затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведение, труд и отношения. Разнообразная творческая непосредственно образовательная деятельность детей способствует развитию у дошкольников мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Часть эстетического воспитания – художественное – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у ребёнка формируются художественные чувства и вкус. Он сам старается творить, а также начинает разбираться в искусстве, любить его и понимать.
Мы выделили несколько особенностей эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, воспитатель должен акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании;
- эстетическое чувство необходимо связать с сенсорным развитием, так как красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков;
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
На основе базовой программы воспитания и обучения детей в детском саду были выделены задачи:
- воспитывать художественный вкус;
- эстетику поведения;
- развивать творческие способности;
- научить познавать окружающий мир поисково-исследовательским методом.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны, зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка. Мы применяем три основные группы методов – наглядные, словесные и практические, используем их комбинированно, в определенном сочетании.
Что же определяет выбор метода? Это,естественно, источник знаний, вид деятельности и поставленные конкретные учебные задачи, учёт возрастных особенностей детей, уровня подготовки, мастерства и способностей воспитателя.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, чтобы овладеть навыками и умениями применять их, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Знания о различных видах искусства детям прививают уже с раннего возраста. Декоративные игрушки, картинки, музыка, книги входят в жизнь ребёнка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. В разделе «Изобразительное искусство» мы рассказываем о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно – прикладном, народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете т. д. У детей формируются представления о различных выразительных средствах (в скульптуре, например, это поза, жест, движения т. п.).
Детям необходимо видеть результат своего труда, признание, поэтому ежеквартально проводим тематические и творческие выставки художественно – эстетической направленности. Например, тематические посвящены временам года, народно – прикладному искусству, празднованию каких – либо дат. К подготовке данных выставок привлекаются педагоги и родители.
С приходом ребёнка в детский сад мы начинаем формировать также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии тематики и жанров, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментов. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые связаны с формированием эстетических эмоций, чувств, отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально – двигательными, игры на музыкальных инструментах.
Большое значение мы придаем и формированию у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной, рассказах, сказках, фольклоре, поговорках, загадках, выразительных средствах литературных произведений (лирических, героических, юмористических т д.). Учитывая всё многообразие и богатство литературы, мы стараемся привить любовь с помощью постановки кукольных спектаклей. Детям предлагается свободный выбор выражения своих способностей с помощью чтения стихов. Родители ответственно разучивают различного рода произведения, сами участвуют в конкурсе, читая с ребёнком произведения по ролям.
В каждой группе выпускается журнал для детей и родителей, в содержание которого входят материал по знакомству родителей жизнедеятельности группы, рекомендуемые произведения для чтения детям, описание игр, рекомендации психолога и педагогические рекомендации для родителей. Печатаются и детские работы: рисунки, стихи, рассказы. Данный журнал пользуется большой популярностью у родителей. Книжки – малышки после выставок дети старшего возраста дарят детям младших групп. Все это организуется в виде досуга.
Нельзя забывать, что эстетическое воспитание содержит в себе и раздел о природе. Образ природы присутствует повсюду: в литературных произведениях, музыке, изобразительной деятельности, в окружающем мире. Мы стараемся привлечь ребёнка к наблюдательности, учим его отмечать красоту природы в разное время года, видеть характерные сезонные изменения, преображения в результате труда человека (посадка цветов, деревьев и пр.). Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувствам людей.
Таким образом, правильно организованная система работы по эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса – позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей и, как результат – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Литература
1.Н. А. Ветлугина. Эстетическое воспитание в детском саду". М., 1978.