Детский сад 82 г.Томск - Экологический проект «Сохраним природу Томска»
Здесь можно купить рыболовные катушки

Экологический проект «Сохраним природу Томска»

Категория: Методическая копилка Создано: 06.02.2016

Латышева Анастасия Николаевна,

воспитатель

Аннотация к проекту

«Родная земля – самое великолепное, что нам дано в жизни.
Ёё мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.»
К. Г. Паустовский

Томская область славится своими природными и интеллектуальными ресурсами. Природный и человеческий потенциал являются важнейшими опорами устойчивого развития нашего края.

Однако, в нашей области, как и во всей Западной Сибири, существуют экологические проблемы. Среди них: аварийность на нефтегазовом комплексе, радиационная обстановка, качество воздуха, воды. Наши реки и лесопарки в их современном плачевном состоянии – самые объективные индикаторы низкого качества управленческих решений, сырьевой ориентации экономики, неудовлетворительного уровня культуры и образования, активности и гражданской ответственности населения в регионе.

В последнее время значительные изменения претерпела среда обитания млекопитающих в Томской области. Районы интенсивных рубок древостоя прошлых лет остаются малопригодными для соболя, белки, других типично таёжных видов. Реки, на водоразделе которых леса были вырублены, мелеют, в них исчезает рыба, а вместе с ней снижается численность норки, выдры. Большие по площадям вырубки, зачастую с брошенной заготовителями древесиной, становятся пожароопасными. Значительный ущерб (прямой и косвенный) животному миру нанесли лесные пожары. На вырубленных площадях погибают черничники и брусничники, перестают расти грибы. Кормовая ценность таких мест для животных резко снижается, такие площади бедны зверями и птицами. Некогда населённые леса становятся пустыми.

Нахождение большого количества людей в лесах (как прямо, так и косвенно) отрицательно сказывается на условиях обитания диких зверей. Звери и птицы оттесняются в места, малопригодные для их обитания, где происходит гибель молодняка. Вырубка спелых берёзовых лесов приводит к истощению зимних кормов для рябчика, тетерева, которые активно используются в пищу хищными млекопитающими.

Животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека - рубки леса, отравления приманками, попадания в капкан, разорения гнёзд, отстрела браконьерами, распашки целинных земель, выпаса скота, гибель от применения ядохимикатов, сенокошения, сбора соцветий в больших количествах на букеты, собирания лекарственных трав с корнем.

В «Красной книге Томской области» (вышедшей в свет в 2002 году, составленная учеными Томского государственного университета как официальный справочник о нуждающихся в охране видах флоры и фауны территории области) приведены сведения о 180 редких и исчезающих видах животных, растений и грибов. Заглянув в неё, можно узнать, какие животные, растения, грибы, обитающие в наших краях, находятся на грани вымирания, а какие безвозвратно исчезли. Так, лишь в «Красной книге» живёт благородный олень, который был истреблён в конце 19 века, и азиатский бобёр. Исчезают филины и орлы, стерхи и кулики. В группу риска входят обыкновенные ежи. Ещё один зверь, которого больше невозможно найти в лесах, - выхухоль.

Беспозвоночных признают вымершими тогда, когда они не встречаются в природе более пятидесяти лет. Млекопитающих и птиц приписывают к исчезнувшим видам, если они целый век не попадались на глаза человеку.

Для решения проблем, осложняющих экологическое образование и воспитание, мною был разработан и реализовывается проект «Мини-музей «Сбережем природу Томска» .

                              

Методический паспорт проекта

Тип проекта:

По направленности: познавательный.

По месту проведения: внутри ДОУ.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Актуальность.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку». Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, превратившиеся в болота озёра, уничтоженные за ненадобностью животные — вот наше наследие. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительным дождём. В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Таким образом, совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитываем экологически грамотное подрастающее поколение.

Новизной нашей работы являются следующие моменты:

 1. Работа в мини-музее «Сбережем природу Томска»  реализовывается с использованием регионального компонента (ориентировка на использование непосредственного природного окружения дошкольника).

2. Данный проект характеризуется нетрадиционностью форм взаимодействия воспитанников одного возраста, разных групп (дети проводят экскурсии для младших групп, а также воспитателей, детей и их родителей).

3. Работа по проекту носит интегрированный характер, нацеленный на решение целого ряда педагогических задач, ориентирована на познавательную, исследовательскую, практическую и проектную деятельность детей.

Гипотеза. Системная работа в мини-музее «Сбережем природу Томска» позволит расширить знания детей о природе родного края, вызовет интерес и желание наблюдать, активизирует природоохранную деятельность детей, повысит профессиональную компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания и образования детей.

Цель проекта: воспитание экологической культуры и патриотизма дошкольников, активизация природоохранной деятельности детей через привлечение к мероприятиям экологического цикла, создание условий для подготовки детей к участию в дальнейшей практической деятельности.

Задачи проекта:

  •  выявить и поддержать творчески одаренных детей, активизировать совместную образовательную работу по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности,
  • совершенствовать методы и формы использования информационных технологий в образовательном процессе, организовать новые формы общения и обмена опытом педагогов и детей,
  • обеспечить информационную поддержку дошкольного экологического образования города Томска, способствовать развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста, привить навыки самостоятельной работы с природными материалами, т. е. развить навыки самостоятельного получения знаний и информации, повысить профессиональное мастерство педагогов,
  • сформировать представление об особенностях природы нашей области, выработать умения и навыки адаптации и социально-ответственного поведения в областном и российском пространстве.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Этапы реализации проекта:

IПодготовительный:

  • ознакомление участников проекта с актуальностью данной темы;
  • разработка моделей будущих экспозиций;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала;
  • разработка диагностического материала;
  • составление перспективного плана мероприятий в мини-музее «Сбережем природу Томска».

II Практический:

  • создание собственной развивающей среды;
  •  разработка мероприятий в музее.
  •  пополнение знаний детей о природе родного края.

В процессе создания мини-музея должны учитываться следующие принципы:

  • интеграции
  • регионального компонента
  • деятельности и интерактивности
  • природосообразности
  • научности
  • гуманизации и партнерства
  • культуросообразности
  • динамичности и вариативности

разнообразия
III Заключительный:

  • Проведение диагностики.
  • Обобщение знаний детей.

Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность (цикл НОД познавательного характера, экскурсии, ознакомление с художественной литературой, экологические праздники и недели экологии), свободная совместная деятельность педагога и детей (дидактические игры по экологии, работа по привитию навыков экологической культуры поведения, посещение мини-музея, посещение городских музеев и выставок, беседы), работа с родителями.

Формы представления продукта: презентация, видеоролик «Мы за чистый Томск».

Предполагаемые итоги реализации проекта

к концу дошкольного периода ребенок:

- обладает начальными знаниями об объектах живой и неживой природы, природных явлениях, приобретает  позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой;

- обладает установкой положительного, осознанно-правильного,  вдумчивого и бережного отношения к природе, к природным явлениям и объектам, которые нас окружают.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к школе группы (6-й и 7-й год жизни).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

В рамках проекта:

Размещение. На стене в доступном для детей Уголке Природы, на специально созданном стенде оригинальной формы, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать, гладить, нюхать экспонаты музея.
Сами экспонаты размещаются в коробках, на пластиковых подставках и снабжены этикетками, в которых указывается название экспоната, где и кем собран.

Мини – музей входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с лабораторией, зимним садом или экологической комнатой.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»: все блоки и экологические проекты.

Содержание и экспонаты

В мини-музее могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть:

  •  предметы, отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним животные (игрушки),
  • шишки (ели, сосны, лиственницы), погрызенные белкой, мышью или обработанные дятлом, клестом-еловиком,
  • причудливо изогнутые ветки и корни,
  • мхи,
  • красивые природные и искусственные камни (разного размера, цвета, необычной формы,
  •  поделки из природного материала,
  • гербарии,
  • плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы / можно прикрепить их к ткани типа мешковины и поместить под стекло в деревянные рамки),
  • необычные сухие грибы, например трутовики;
  • кусочки коры, 
  • семена необычных, редких растений в Томской области,
  • перья,
  • фотографии лесных обитателей и разных деревьев,
  • магниты с изображением охраняемых животных и растений Томской области,
  • книги и календари о деревьях,
  • герб города Томска,
  • географическая карта Томской области и карта города Томска,
  • карта одного из районов города Томска, где  живут дети,
  • и, обязательно, пиктограммы правил поведения в природе (главное правило «Не навреди!»). То есть в таком музее не должно быть пойманных и засушенных насекомых, не должно быть специально сорванных красивых листьев, цветов и плодов. В качестве экспонатов рассматриваются только погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые (только при условии, что дети знают о причине их гибели), опавшие цветки и листья.

Экспонаты собираются коллективом детского сада, детьми и их родителями.

Схема описания экспоната

Фотография экспоната

Название: указываются научные, бытовые и народные названия.

Где собран: указывается место сбора, его особенности, среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

Кем собран: фамилия, имя, отчество «дарителя».

Краткая информация об экспонате: где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным).

Как использовать в работе с детьми: при изучении каких блоков программы «Наш дом – природа» используется экспонат, на что обратить внимание при работе с детьми, какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

Примеры описания экспонатов мини – музея «Сбережем природу Томска»

Название экспоната. Сосновая шишка, которую грызла белка.

Где собран. В Лагерном саду.

Информация об экспонате. Сосна – хвойное дерево, «столовая» для многих лесных обитателей, в том числе и белки. Шишка, которой питался этот зверек, особая. После того, как он «оттрапезничает», под деревом можно обнаружить голые стержни, вокруг которых разбросаны чешуйки. Бывает, что шишка съедобна не полностью, но главное – часть стержня обязательно оголена. Иногда белка спускается на землю и доедает упавшую или оброненную кем-то другим, например клестом, шишку. Об этом свидетельствуют многочисленные чешуйки и крылышки легких сосновых семян, которые обычно зверек аккуратно складывает неподалеку от обгрызенной шишки. Сначала белка как бы срезает зубами шишку у самого основания, потом обгрызает чешуйки и выбирает семена языком. Для того чтобы насытиться, белке нужно разгрызть большое количество шишек.

Как использовать в работе с детьми. Блоки «Растения» (знакомство с шишками хвойных деревьев), «Животные» (знакомство со зверем белкой, его образом жизни), «Лес» (обитатели леса, взаимосвязи растений и животных: деревья – «столовая» для зверей), «Человек и природа» (животные городских парков, их охрана). Экспонат дается детям для рассматривания (они сравнивают его с целой шишкой и определяют, что изменилось после того, как «пообедала» белка). Рассматриваются семена сосны – именно их достают животные. Необходимо обратить внимание детей на то, что белки в природе едят только определенную пищу. А вот люди кормят этих зверьков и конфетами, и печеньем, кириешками и чипсами. От этого белки болеют и даже погибают. Так что в парках лучше не кормить белок, а просто наблюдать за ними. Или же предлагать естественный корм, например орехи.

Какую литературу можно использовать для описания экспонатов:

Муцетони В. М. Жил – был листок. – М.: Издательский дом Карапуз, 2004

Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный университет, 2-е изд.,2005

Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2003

Рыжова  Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА, 2005

Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. Блок: «Песок. Глина. Камни». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА, 2005

Рыжова Н. А.  Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом Карапуз, 2001

Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2005 

Яндекс.Метрика