Детский сад 82 г.Томск - Изобразительная деятельность в разных возрастных группах

Изобразительная деятельность в разных возрастных группах

Категория: Методическая копилка Создано: 21.10.2022

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ на какой-либо поверхности с помощью графических средств из линий и штрихов.

Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

В процессе рисования совершенствуются:

наблюдательность, художественный вкус, воображение, творческая активность.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное, декоративное. Так же имеет своё место

- нетрадиционное рисование.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов.

Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:

  • этап – возникновение замысла;
  • этап – процесс создания художественного образа;
  • этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Общими задачами обучения рисованию

отдельных предметов, для всех возрастных групп являются:

-научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

-научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются:

-научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

-научить передавать взаимодействия между объектами;

-научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Общими задачами декоративному рисованию являются:

-развивать чувство композиции узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

-развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

-совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.         

Дети 2 лет с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов.

Дети 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют «дождики», «огоньки», «лепёшки». Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна. Дети ритмично наносят мазки по всему листу бумаги или закрашивают его полосками.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности.

Дети 4-го года жизни могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления.

Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным.

Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми.

Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

Способы рисования:

-Рисование крупных двуцветных предметов.

-Рисование с приёмом «примакивания» кисточкой; ватными палочками.

-Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный».

-Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий.

-Нетрадиционное рисование пальчиками (оставлять на бумаге отпечатки одно- и дву- цветные).

Для детей 5-го года жизни характерны любознательность, самостоятельность, активность, наглядно-образное мышление, развитая речь. Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится». Однако некоторые отмечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки, в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.

-Рисование предметное по замыслу, на аппликационной основе, по мотивам литературного произведения, рисование декоративное (точка, круг, завиток, листок), обведение кисти руки и создание узора.

-Нетрадиционное рисование ладошками, пальчиками, отпечатками, ватными палочками и разными предметами.

У детей 6-го года жизни особенно ярко появляется стремление к самовыражению,

cамоутверждению. Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа.

-Рисование простых сюжетов, выразительной фигуры человека, передача движений и мимики.

-Безотрывное рисование карандашом, кистью по всему листу бумаги.

-Рисование с натуры, по мотивам хохломской росписи

-Рисование – экспериментирование с различными художественными материалами, смешивание разных красок.

-Нетрадиционное рисование: кляксография, фантазирование, в технике «по мокрому», на камешках по замыслу.

К 6-7 годам у ребёнка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства. Определяют тёплые и холодные тона.

-Декоративное рисование: модульное, с элементами письма, по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, сетка, цветок, петля), по мотивам «Дымковской» игрушки, «Гжели», «Городецкой» росписи.

-Сюжетное рисование: по замыслу, по представлению, с натуры, пейзажное.

-Нетрадиционное рисование: «монотипия», рисование по мокрому листу.

Королева С.Л., воспитатель

Яндекс.Метрика