Детский сад 82 г.Томск - Роль дидактических игр в развитии математических способностей дошкольников

Роль дидактических игр в развитии математических способностей дошкольников

Категория: Методическая копилка Создано: 25.09.2021

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из предметов, к которому прививают любовь в детском саду, является математика.

     Математика является уникальной возможностью развития ребенка. Ее изучение способствует развитию воображения, памяти, речи, эмоций; формирует настойчивость, терпение, алгоритмические навыки и творческий потенциал.

Развитие элементарных математических представлений – это важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью.

Очень хорошо осваивается детьми математическая программа, когда обучение происходит через игру.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - высказывание В. А. Сухомлинского.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала, а также ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной.

Для достижения поставленной цели следует обратить внимание на некоторые поставленные задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим

содержанием;

  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
  • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координации;
  • Развить познавательный интерес, интеллектуальное развитие ребенка;
  • Помочь в овладении детьми математической терминологией;
  • Развивать у детей логико-математические представления (представления о

математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,

числах, геометрических фигурах);

  • Помочь в овладении детьми математическими способами познания действительности: счета, измерения, простейших вычислений.

     Актуальность заключается в том, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, математические знания очень актуальны для развития детей. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

   Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

     Полученные знания и умения подготавливают детей к усвоению еще более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя сейчас элементарные математические представления, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.

   Из опыта использования дидактических игр как средство развития математических представлений у дошкольников, можно выделить следующее, дидактические игры помогают детям расширить знания и закрепить их, они являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, логике, доказательности рассуждений, также они дают большой заряд положительных эмоций.

Список литературы:

  1. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1977.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
  5. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004.
Яндекс.Метрика