Роль дидактических игр в развитии математических способностей дошкольников
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из предметов, к которому прививают любовь в детском саду, является математика.
Математика является уникальной возможностью развития ребенка. Ее изучение способствует развитию воображения, памяти, речи, эмоций; формирует настойчивость, терпение, алгоритмические навыки и творческий потенциал.
Развитие элементарных математических представлений – это важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью.
Очень хорошо осваивается детьми математическая программа, когда обучение происходит через игру.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - высказывание В. А. Сухомлинского.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала, а также ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной.
Для достижения поставленной цели следует обратить внимание на некоторые поставленные задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим
содержанием;
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координации;
- Развить познавательный интерес, интеллектуальное развитие ребенка;
- Помочь в овладении детьми математической терминологией;
- Развивать у детей логико-математические представления (представления о
математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,
числах, геометрических фигурах);
- Помочь в овладении детьми математическими способами познания действительности: счета, измерения, простейших вычислений.
Актуальность заключается в том, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, математические знания очень актуальны для развития детей. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.
Полученные знания и умения подготавливают детей к усвоению еще более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя сейчас элементарные математические представления, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
Из опыта использования дидактических игр как средство развития математических представлений у дошкольников, можно выделить следующее, дидактические игры помогают детям расширить знания и закрепить их, они являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, логике, доказательности рассуждений, также они дают большой заряд положительных эмоций.
Список литературы:
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1977.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
- Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004.