Детский сад 82 г.Томск - «Нужен ли огород в ДОУ?»

«Нужен ли огород в ДОУ?»

Категория: Методическая копилка Создано: 16.07.2021

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Для чего нужен огород в детском саду?

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников, но и на воспитание нравственных чувств и развитие познавательных интересов. Дети, наблюдая за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируя, познают неживую природу. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Правила организации огорода в детском саду.

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо:

  • определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. На размер огорода влияет условие – это расположение детского сада. Желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.
  • Для того чтобы детям было удобнее доставать рукой до середины грядки, грядки должны быть шириной 60-70см. Длина грядки 2,5—3 м.
  • Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Расстояние между грядками нужно оставить до 50см — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
  • Огород должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
  • Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно. На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

  • В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На огороде малыши высаживают:
  • лук, горох;
  • бобы, фасоль;
  • кабачки.

Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

  • В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов:
  • например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия;
  • разные сорта моркови, лука, баклажана, кабачка и арбуза (чтобы сформировать представление о самых различных растениях и их особенностях).
  • В старшей и подготовительной группе берутся для выращивания на огороде такие овощные культуры, как:
  • Зеленые - укроп, салат, щавель и другие;
  • Луковые: лук - батун, чеснок, лук репчатый;
  • Капустные: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная;
  • Плодовые: огурец, томат, перец, арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д;
  • Корнеплоды: морковь, редис, свёкла, репа;
  • Клубнеплоды: картофель;
  • Бобовые: горох, фасоль;
  • Хлебные злаки: пшеница, рожь, ячмень.
  • Пряно-вкусовые: мята перечная, тмин, любисток и т. д.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде

Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группе дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах:

  • Индивидуальные поручения (преимущественно в младших группах);
  • Коллективный труд;
  • Дежурство. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

       Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

     Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

     Наблюдения и труд на огороде обогащает у детей знания о растениях, об условиях их роста и развития, дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними, навыками правильного обращения с инвентарем. Чтобы правильно руководить работой , воспитатели ДОУ должны пополнять свои знания и владеть практическими умениями и навыками в этой области.

                                       Воспитатель Королёва Светлана Леонидовна

Яндекс.Метрика