Детский сад 82 г.Томск - Технологии в организации комфортной образовательной среды в ДОУ

Технологии в организации комфортной образовательной среды в ДОУ

Категория: Методическая копилка Создано: 27.03.2021

Адиева Светлана Михайловна, воспитатель;

Крикунова Ольга Лермонтовна, воспитатель

МАДОУ №82 г. Томск

 

Одним из главных механизмов успешности реализации требований ФГОС в детском саду является создание комфортной образовательной среды. Она является частью социокультурного пространства, зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

Образовательная среда в ДОУ складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, содержание используемых учебных программ и планов, и качества взаимоотношений в общении между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Воспитатель, знающий о роли среды в воспитании, придает важное значение по усилению ее влияния на ребёнка. Образовательная среда должна способствовать раскрытию еще только зарождающихся интересов и способностей детской личности, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной).

Важнейшим принципом создания благоприятной образовательной среды является гуманистический, технологический смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребёнок сможет увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты сюжетного поведения, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности в различных видах деятельности.

При этом по требованиям ФГОС важно так организовать образовательную среду, чтобы имелась возможность использования различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных методик, идей, направлений и использовать их в образовательной среде. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В каждой из используемых должна четко прослеживаться концептуальная основа, особенности их содержания и применяемых методик, весь необходимый материал должен быть в лёгком доступе для непрерывности педагогического процесса.

Образовательные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании благоприятной образовательной среды:

- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий (специальные центры);

- повышение актуальности и новизны содержания (используемое оформление и наполнение центров позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал);

- предоставление детям свободы действий при выборе осваиваемых объектов в рамках заданных ограничений;

- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта удивления (позволяет ребёнку получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие);

- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких каждому ребёнку; большое значение для этого имеет индивидуализация образования;

- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронных ресурсов, музыкальное оформление, организуемых для предотвращения утомления дошкольников позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным;

- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, обучения через открытия и т. д.;

- структурирование учебного материала по центрам, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей;

Таким образом, образовательная среда в ДОУ имеет важное значение в развитии и воспитании дошкольников.

Библиографический список

  1. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2006.
  2. Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Вишнякова Анжела Владимировна. – Оренбург, 2002. – 172 c.
Яндекс.Метрика