Возможности песочной терапии в развитии ребенка – дошкольника
Песочная терапия - эффективный метод в работе с дошкольниками.
В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. Терапия песком является
разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в своюоснову ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие
правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей
задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится
владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.
Подобные занятия являются очень полезными для дошкольников , потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное
сопровождение. Как правило, это релаксационная музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные
навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право -лево» , временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью занятий с песком можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная чувствительность. Выполняя задания
на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-развивающей деятельности, развития воображения.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова