Детский сад 82 г.Томск - РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДЕТСКОМ САДУ
TheGrue.org

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДЕТСКОМ САДУ

Уважаемые родители! Мы продолжаем серию консультаций для вас в виде часто задаваемых вопросов и ответов на них.

  1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ДЕТСКОМ САДУ?

            Не смотря на банальность вопроса, многие родители ошибочно считают, что всё, что даётся детям на занятиях по английскому языку в детском саду несерьёзно, якобы серьёзное изучение языка начнётся в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить топики по темам и т.д. Некоторые родители считают, что занятия английским языком в детском саду – это дополнительные нагрузки для детей. Но познание для ребёнка – это настолько естественное занятие, что он практически не устаёт от него. Важно только соблюсти одно условие: детям должно быть интересно.

И родителей и педагогов также интересует, не пропадут ли потраченные на изучение языка усилия, если ребёнок переедет и пойдёт в школу с другим языком, или если в школе начинают учить иностранный язык не с первого класса. Успеху многих тщательно разработанных программ по обучению иностранным языкам мешает отсутствие преемственности между программами детского сада, начальной и средней школ, но изучение любого иного языка в детстве оказывает развивающее влияние, которое поможет в дальнейшем в учёбе в целом и в изучении иностранного языка в частности.

В результате занятий английским языком развиваются фонематический слух, память, воображение, мышление на английском языке, языковая догадка, любознательность, общительность. Ко всему, на занятиях дети получают дополнительные страноведческие знания о странах изучаемого языка, а значит, они расширяют свой кругозор.

            Изучение английского языка в дошкольном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного общения на иностранном языке в будущем. Если вам, уважаемые родители, позволяют средства, предоставьте ребёнку самому познать мир и организуйте ему практику в естественной языковой среде. Это возможно после нескольких лет изучения английского языка в общеобразовательной школе, где он овладеет грамматическими и лексическими навыками и пополнит  свой словарный запас. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык. При живом общении с иностранцами происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у детей абсолютно снимается языковой барьер.

  1. С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ УЧИТЬ РЕБЕНКА?

Многих родителей волнует вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать обучение иностранному языку. Некоторые мамы и папы стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам почти с рождения. Споры среди сторонников и противников раннего развития ведутся горячо и уже довольно долго. Одни говорят, что начинать заниматься с ребенком надо,  с рождения. Другие советуют подождать, не торопиться, а сторонники традиционной методики вообще считают, что самое верное — это начинать обучать ребенка иностранному языку только с 12 лет. На что сторонники раннего развития отвечают, что в это время начинать учить язык уже поздно, и результатов не будет. И вот перед родителями встает, пожалуй, сложная проблема  выбора. С одной стороны, очень важно достойно подготовить ребенка к взрослой жизни, что, по современным меркам подразумевает владение хотя бы одним иностранным языком. С другой стороны, не хочется «лишать ребенка детства». То есть чрезмерно перегружать малыша занятиями.

Каким же образом решить эту дилемму? Обратимся к специалистам.

«Все дети лингвистические гении» - писал американский врач, один из идеологов раннего развития детей, Глен Доман. Невероятная способность к изучению языков в первые годы жизни является чудом. Масару Ибука, основатель фирмы SONY, вложивший колоссальные средства в Японскую ассоциацию раннего развития, пишет: «Когда в уме сформирован образец родного языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, мозг ребенка способен усвоить систему мышления не только своего родного, но и любого другого языка, причем процесс этот может идти одновременно».

Используя новейшие научные достижения в области изучения мозга детей, нейролингвисты и нейрофизиологи сделали следующие открытия:

  1. Детский мозг обрабатывает речевые сигналы в особом отделе, который отвечает за безусловные рефлексы и все наши «автоматические» действия.

Этот отдел является частью так называемый «области глубокой двигательной активности». Когда дети учатся говорить, информация откладывается именно в этом отделе мозга и становится базой для развития мышления.

Таким образом, когда маленького ребенка начинают обучать новому для него языку, этот язык «аккумулируется» в той же области мозга, что и родной. У взрослых людей информация об изучаемом языке откладывается в другом, более обширном, отделе мозга, и вследствие этого, взрослый человек часто сначала составляет предложение на родном языке, а потом постепенно, слово за словом, переводит предложение на иностранный язык, вместо того чтобы автоматически думать на языке, как это сделал бы ребенок. Даже у профессионалов, которые получили серьезную языковую подготовку во время обучения в вузе, их речь автоматизирована, мозг работает по-другому, не так как у ребенка.

  1. Строение мозга ребенка отличается от строения мозга взрослого человека. Мозг ребенка имеет более динамичную пластичную структуру, другую организацию нейронных сетей, он более, готов к развитию и потому ребенок способен выучить большое количество языков. Мозг двухлетнего ребенка имеет в два раза больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Мозг ребенка должен либо постоянно поддерживать эти связи, либо потерять их.

Ученные пришли к выводу, что самое оптимальное время для того, чтобы речевые навыки иностранного языка надолго сохранились в «области глубокой двигательной активности», это период детства до 7 лет, а после 18 лет этой возможности практически не существует.

Если опираться на современные исследования ученых, то к 3-х летнему возрасту развитие клеток головного мозга завершается на 80%. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее склонен к изучению и восприятию любых языков. Позже рецепторы мозга, отвечающие за восприятие и развитие речи, ослабевают и становятся менее гибкими, именно поэтому взрослым намного тяжелее даются новые языки, чем детям.

Нужно также помнить, что возраст, в котором начинается обучение иностранному языку, определяет дальнейшие успехи в изучении не только языка, но и любых других гуманитарных предметов. Происходит это потому, что дошкольные годы – это ответственный период в жизни ребенка, в котором идет интенсивное развитие его личности, познавательных психических процессов, речи.

Если в этот период родители обогащают речевую среду ребенка, то у него расширяются интеллектуальные возможности, стимулируется развитее мозга. И наоборот, бедная речевая среда лишает ребенка возможности интенсивного развития и не дает раскрыть способности, заложенные природой.

Итак, дошкольный возраст является самым благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Когда же конкретно – в три, четыре, пять или шесть лет? – спросите вы.

Именно 4 года – оптимальный возраст для изучения второго языка, по версии многих психологов. В такой период у детей просыпается интерес ко всему окружающему, они становятся «почемучками», что не может не отобразиться на легкости усвоения нового интересного материала. Ребенок вполне готов сконцентрировать свое внимание, имеет представление об окружающих предметах, более соблюдает правила поведения. Но здесь присутствуют некоторые ограничения: дошкольник может выучить простые слова, которые хорошо понимает на родном языке. Изучение иностранного языка возможно только при отсутствии логопедических проблем. Без правильно поставленной речи учить второй язык бесполезно. Главное для такого возраста – пробудить интерес ребенка с помощью ярких иллюстрированных книжек, детского видео- и аудио материала. Вызвать положительные эмоции и сделать процесс изучения чрезвычайно увлекательным путешествием в страну знаний. А это уже работа педагога.

Подготовила педагог доп. образования Ястребова Лариса Николаевна

С методикой работы и материалами занятий можно ознакомиться на личном сайте преподавателя английского языка http://yastrebovalarisa.blogspot.ru/.

Яндекс.Метрика