Детский сад 82 г.Томск - Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью прикладного творчества
TheGrue.org

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью прикладного творчества

Рисование, лепка, аппликация – это всё виды изобразительной деятельности, которые  являются одними из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для развития мелкой моторики.

Рисование. Рисование карандашами, красками требует освоения определённых технических навыков. Надо научить ребенка правильно держать карандаш(кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу(ворсу), придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает. Освоение всех этих технических навыков развивает движения руки, вырабатывает их большую координацию, ритмичность.

Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребёнка. Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу и далее следить, чтобы ребёнок сохранял за столом правильную осанку.

В ходе занятия педагог следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке. Разумеется, не нужно ограничиваться одними словесными замечаниями. Ведь ребёнок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему необходимо показать это практически, взяв руку малыша в свою.

Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя подбодрить.

Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам педагог, затем по одному вызывает нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой.

Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки. Также в этом возрасте дети осваивают более сложные навыки. Например, чтобы аккуратно, ровно закрасить части рисунка, ребёнок должен уметь регулировать движение руки в пределах контура.

Должно настораживать, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации руки при рисовании.

Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных), а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения     (переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

Лепка. Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук. Занятия по лепке в детском саду начинаются с первой младшей группы. Работы малышей   характеризуются, прежде всего, неотчётливой формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, дети ещё не владеют действенным зрительным контролем,   за результатом своей работы.

Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Аппликация – с одной стороны, один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности, а с другой стороны – один из самых трудоёмких: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большую трудность  вызывает техника вырезывания и наклеивания.

Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определённых знаний и умений: отработка различных навыков, развитие фантазии, пространственного мышления и развития речи. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования и математического мышления.

Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения  кинестетически  и зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.

Таким образом, как сказал  В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и как педагог я полностью согласно с его высказыванием.

Яндекс.Метрика