Детский сад 82 г.Томск - О капризах и капризулях…
TheGrue.org

О капризах и капризулях…

Множество лиц одной проблемы

Капризы проявляются по-разному: ребенок может не­гативно встречать любое тре­бование взрослого — неваж­но, просьба это или запрет, а может постоянно ныть, вы­ражая свое недовольство по любому поводу и сам не зная, чего хочет.

Родители не всегда понима­ют мотивацию поступков ма­лыша, его поведение кажется неразумным и нелогичным. Однако в детских капризах все же присутствует особая логика — часто это защитная реакция на завышенные тре­бования, исходящие извне. Ребенок, оказываясь бес­сильным, не желает призна­вать свою слабость перед ок­ружающими, и в результате возникает внутренний кон­фликт. Такой психологичес­кий „нарыв" прорывается в своеобразном протесте про­тив выдвигаемых требова­ний — в капризе. Вот сын увлечен игрой. Он отважный летчик, бесстраш­но ведет вперед „крылатую машину",  сооруженную из стульев, с „пассажирами - куклами. В самый ответст­венный момент, когда навст­речу движется „комета", вы вдруг требуете от него „пре­кратить игру и немедленно идти мыть руки". И тут ваш, обычно такой послушный, малыш отказывается выпол­нять требование, грубит, за­махивается кулачками, пла­чет. Вы раздосадованы и оза­дачены, а дело-то в том, что быстрое переключение с од­ного вида деятельности на другой, которого вы требуе­те, для малыша непосильно, и он попросту сбегает от этой сложной задачи в каприз, как в защитное убежище. Довольно часто капризы ре­бенка являются следствием того, что взрослые отказыва­ются выполнить его жела­ние. В силу ограниченности своего жизненного опыта, малыш не всегда может разо­браться, какое из его жела­ний выполнимо, а какое - нет. Потому, когда взрослые отказывают крохе в чем-ли­бо, то он приписывает это их злой воле и игнорированию его желаний.

Трехлетняя девочка требует, чтобы мама разрешила ей по­гладить кукольное платьице большим утюгом. Получив отказ, малышка начинает сердиться и капризничать. Маме стоит немалого труда убедить, что утюг для крош­ки слишком тяжел и, кроме того, можно обжечься. При­ходится разрешить девочке удостовериться в этом на собственном опыте — попробовать приподнять утюг или прикоснуться к нему пальчи­ком, чтобы почувствовать, какой он горячий. Правда, бывает, что желание ребенка легко выполнимо, но мы отказываем ему, так как устали, раздражены или про­сто ленимся. Нам не хочется откладывать интересную книгу или прерывать про­смотр увлекательной телепе­редачи для того, чтобы до­стать крохе с антресолей же­ланный мяч. В результате — получаем каприз и чувство обиды у ребенка, раздраже­ние и неизбежную потерю времени на „ликвидацию психологических последст­вий" у себя.

А ты кому плачешь?

Малыш никогда не будет ка­призничать наедине сам с со­бой, ему обязательны зрите­ли или хотя бы один человек, для которого он плачет и чьей ответной реакции ждет. Характерно, что дети сами это прекрасно понимают. Маленький Стасик, после того как мама за непослуша­ние спрятала гоночные ма­шинки, отказался обедать и стал громко рыдать, пытаясь всячески привлечь мамино внимание. Когда же дедуш­ка, не выдержав, начал его утешать, Стасик сердито от него отвернулся, сказав та­кому непонятливому дедуш­ке: „Разве не видишь, я не те­бе плачу, а маме". Трехлетняя Леночка, играя в саду, упала и сильно разбила локоть. Бабушка увидела большой синяк и запричита­ла сочувственно: „Наверно, тебе было очень больно, бедненькая?" „Да, очень", — призналась девочка. „Вот уж, наверно, плакала?" Леночка удивленно подняла брови, покачала головой и сказала: „Что ты, бабушка, ведь нико­го не было".

Источником капризов может служить внутреннее состоя­ние ребенка —  усталость, сонливость, голод или жаж­да, повышение температуры, плохое самочувствие. Легко возбуждаются крохи и в новой обстановке: в гостях, театре, детском клубе. Малыши очень впечатли­тельны. В результате возни­кает перегрузка нервной сис­темы, и ребенок начинает плакать, капризничать, со слезами и воплями выпуская „пар" — накопившийся пере­избыток впечатлений. В та­ком случае ни уговоры, ни угрозы, ни крики на малыша не подействуют, лучше его отвлечь чем-либо, а по воз­вращении домой сразу уло­жить в постельку. Кроме того, необходимо строго соблюдать установ­ленный вами же самими рас­порядок жизни крохи и счи­таться с тем, к чему он при­вык. Это дисциплинирует ребенка и, безусловно, спо­собствует его хорошему и бо­дрому настроению. Прене­брежение привычками малы­ша — веская причина для ка­призов. Главная же причина неадек­ватного поведения заключа­ется в неправильной органи­зации взрослыми жизни ре­бенка (покормили не вовре­мя, поздно уложили спать, весь день водили с собой по магазинам). Некоторые де­тишки становятся капризу­лями, когда у них нет инте­ресного дела и им просто скучно, когда они страдают от недостатка любви и вни­мания взрослых, общения с другими ребятами. В борьбе с капризами глав­ное оружие родителей -  по­нимание и терпение. Каждый раз, когда малыш начинает капризничать, постарайтесь без нервов (хотя это и не все­гда удается) и быстро разобраться в причинах такой си­туации. А чтобы ребенок ско­рее успокоился — попробуй­те вместе с ним прогнать „капризку" или предложите ему новую игру. Поверьте — кро­ха это оценит!

Методист доп.образования               Завьялова Татьяна Валерьевна

Яндекс.Метрика