Детский сад 82 г.Томск - Народные художественные и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников
TheGrue.org

Народные художественные и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников

Народные художественные промыслы России – ценное достояние отечественной культуры, важное средство трудового, эстетического, духовно-нравственного воспитания детей. Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Основные свойства изделий народных художественных промыслов – красота, функциональность, экологическая чистота. На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью национальной и мировой культуры, основой национальной системы ценностей, «культурным кодом нации». Поэтому и сегодня люди не перестают обращаться к народному творчеству, черпая из него идеи и вдохновение. Изделия художественных промыслов отражают своеобразие национальных культур, оказывают влияние на социокультурное развитие личности, на формирование национальной идентичности.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных промыслов дают богатый материал, можно составлять описательные рассказы по игрушкам и придумывать сказки, для развития речи. Познакомить детей русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народные игрушки – яркие, запоминающиеся, тёплые, весёлые – очень нравятся детям, и эти изделия ненавязчиво знакомят дошкольников с народными традициями, формируют любовь к Родине, несут свет, радость, надежду и веру в лучшее.

Игрушки всегда сопровождали детство. Но, несомненно, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее. Сегодня трудно увидеть ребенка, играющего традиционной русской игрушкой. Она ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Прежде всего, важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не многоцветная условная роспись, выразительность фактуры и цвета дерева, упрощенно-лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Академик Д.С. Лихачев говорил, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу и к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе». Можно добавить, что любовь к родной культуре начинается с приобщения детей к народному искусству. Приобщение ребенка к народному искусству следует начинать как можно раньше, с первых лет жизни. Тогда уже в дошкольном возрасте будут складываться ценностные ориентиры, традиционно характерные для жителей России. Дети, изучая народные промыслы России, начинают понимать, что можно гордиться и уважать труд мастеров и художников, которые сохраняя и преумножая традиции народных художественных промыслов, создают прекрасные произведения искусства. Народное искусство – искусство радостное. Не только потому, что произведения народного искусства – это изделия, выполненные с использованием насыщенных ярких красок, с жизнеутверждающими позитивными художественными образами. Народное искусство прививает ребенку интерес к радости труда; к миру особого отношения к своему труду, своей деятельности, к уважению результатов труда других людей. Поэтому ребенка в доступной форме можно не только знакомить с произведениями народных мастеров, объяснять таинства формообразования и узоров, традиционно использующихся на промыслах. Ребенка можно и нужно познакомить с трудом мастеров разных профессий, творчеством художников народных промыслов. Чтобы ребенок понимал, что в каждое изделие народные мастера вкладывают не только физические силы, но и стремятся через творчество высказать свои раздумья, свой взгляд на мир. Народное искусство собирает опыт поколений, предопределяет устойчивость традиций. Народный мастер – центральная фигура народных промыслов, т.к. он работает на основе коллективного творчества в русле многовековых традиций.

Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются; а также понимать назначение разнообразных принадлежностей, инструментов и современных художественных материалов. Однако они не должны учить ребенка «правильно рисовать» и навязывать детям свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности ребенка способствует раскрытию его творческого потенциала. Для большинства детей родители, и особенно мама, являются эмоционально близкими людьми. Поэтому ребенку важно, уважение к его творчеству и что думают, как реагируют родители на его творчество.

Музыкальный руководитель

Меркульева Ирина Николаевна

Яндекс.Метрика