Детский сад 82 г.Томск - «Хозяйственно-бытовой труд в детском саду»
TheGrue.org

«Хозяйственно-бытовой труд в детском саду»

Хозяйственно-бытовой труд в детском саду направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

     Начиная со 2 младшей группы, воспитатель побуждает детей к самостоятельному выполнению поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки),после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Формируем у детей привычки соблюдать порядок и чистоту в группе и на участке детского сада. Во второй половине года формируются умения необходимые при дежурстве по столовой (помогают накрывать на стол к обеду, раскладывают ложки, расставляют хлебницы (без хлеба),тарелки, чашки и т. п.) поощряет, хвалит. Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют самостоятельно стол, раскладывают столовые приборы (ложки, вилки, ставят салфетницы, готовят необходимый материал для занятий, стирают кукольное белье, помогают воспитателю подклеивать книги, коробки, поддерживают порядок в группе. В весенний и в зимний период воспитатель вместе с детьми убирает на участке ветки деревьев, в зимний период приучает расчищать дорожки от снега. Педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

В старшей группе хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой: сервируют стол, приводят его в порядок после еды. Поддерживают чистоту в группе, протирают игрушки, строительный материал. На участке поливают песок в песочнице, подметают дорожки, зимой очищают их от снега. Ремонтируют книги, оказывают помощь взрослымВоспитатель формирует привычку убирать постель после сна, формирует умения самостоятельно раскладывать подготовленные материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы, наводить порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

В подготовительной к школе группе  у детей закрепляются умения поддерживать порядок в группе : протирать и мыть игрушки, самостоятельно ремонтировать книги своей группы и малышей. Совершенствуются умения самостоятельно наводить порядок на участке детского сада и украшать участок и группу к праздникам. У воспитанников закрепляются умения самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна. Формируются умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда  позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

                                                                       Старший воспитатель О.Ю.Колесова

Яндекс.Метрика