Детский сад 82 г.Томск - Как развивать память у детей дошкольного возраста
TheGrue.org

Как развивать память у детей дошкольного возраста

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту?

  Что такое память? Память – это психический процесс, при помощи которого человек воспринимает, обрабатывает, сохраняет и воспроизводит информацию. Если на каком-то из перечисленных участков происходит сбой или возникают неполадки, то у ребенка могут возникнуть трудности в обучении. Различают память произвольную и непроизвольную.  Произвольная память требует для запоминания сознательных усилий, концентрации, некоторого напряжения воли. Непроизвольная память  - когда запоминание происходит без каких-либо усилий. Обычно, если материал или информация интересна человеку, то он ее запоминает быстро и надолго. Поэтому, чтобы обучение способствовало запоминанию информации, оно должно быть запоминающимся, ярким и интересным. Именно такие занятия любят дошкольники.

   Занимаясь с ребенком дома, следует учитывать не только возрастные и физиологические, но и индивидуальные особенности вашего ребенка. Детская память избирательна и пластична Какие-то реплики героев мультфильмов, слова (часто неприличные), фразы из рекламы просто сами «липнут» к ребенку. Малыш не прикладывает никаких усилий, чтобы запомнить какой-либо услышанный от старших детей стих или песенку. На самом деле, информация была интересна ребенку, она произвела на него впечатление, включилось непроизвольное запоминание, и информация ушла в глубокие слои сознания. Используя механизмы непроизвольной памяти, можно и нужно максимально эффективно организовать развитие памяти детей дошкольного возраста. Например, если вы с ребенком рассматриваете картинки и рассказываете ему, что на них изображено, то ребенок принимает пассивное участие в обучении. Но если вы предложите малышу активно включиться в процесс восприятия, самому выбрать картинки на какую-то тему, классифицировать их, самому подобрать слова и т.д., то ребенок запоминает такую информацию гораздо лучше.

    Произвольная память начинает складываться к 4-5 годам. В этом возрасте ребенок может запомнить информацию при помощи сознательных усилий. В начале ребенок видит только большую задачу перед собой: выучить стихотворение. Он еще не владеет способами запоминания, но постепенно обучается приемам запоминания при помощи многократного повторения.

Сначала повторяет строки, затем строфы, объединяет парами, увеличивает объем, улавливает связь, создает смысловую цепочку и вот – стихотворение выучено. Ребенок усвоил новый навык: чтобы запомнить, нужно повторить несколько раз и выстроить смысловую последовательность.

    Наиболее благоприятные условия для развития памяти детей дошкольного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде деятельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда запоминание и воспроизведение являются обязательным условием выполнения взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для совершения покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как если бы ребенок в игре исполнял роль покупателя.  

   Чтобы развивать память ребенка, следует как можно чаще задавать малышу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, после чтения сказки можно задать вопросы по тексту прочитанного произведения. Вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочитанному, но и, опираясь на его память, учите малыша рассуждать, развиваете речевую активность и словарный запас. 

   Важным аспектом в развитии памяти дошкольников является то, что постепенно память начинает способствовать формированию личности ребенка. Ребенок начинает запоминать себя и помнить себя. Он интересуется своим прошлым и часто просит взрослых: «Расскажите, какой я был маленький». Ребенку становится важна связь между прошлыми событиями и настоящими. Таким образом, происходит совершенствование и развитие памяти детей дошкольного возраста и становление его внутреннего мира.

 Психологи утверждают, что существуют различия в развитии процессов памяти у девочек и мальчиков, которое заключается в разном темпе развития правого и левого полушария. У девочек раньше и быстрее проявляются функции левого полушария, а у мальчиков - правого, которое отвечает за образную память. Левое полушарие отвечает за словесно-логическую память. 

   В литературе представлен широкий спектр игр. Дети очень любят играть. Можно использовать игры, которые направлены на развитие памяти ребенка, например:

Игра «Запомни и нарисуй»: предложите ребёнку посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок, а затем ребёнку предлагается украсить свой платок тем же узором.

   Игра «Рассеянный Антошка»: ребенка просят внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.

   Игра «Я положил в мешок»: ведущий, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.

   В литературе представлен широкий спектр игр. Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень и будете регулярно выполнять игры -упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

                                                                   Старший воспитатель О.Ю.Колесова

Яндекс.Метрика