Детский сад 82 г.Томск - Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками
TheGrue.org

Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками

        Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка –  развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят в дальнейшем легче осваивать всё новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня большой популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.

       .

       Палочки Кюизенера – это комплект цветных счётных палочек разного размера, которые еще называют «числа в цвете». Они  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее» и мн. др.  Набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

На первом этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычным конструктором, знакомятся с цветом, размером, формами, усваивают такие понятия, как «между», «длиннее», «выше», «право – лево» и мн. др. С палочками Кюизенера интересно и по силам играть даже детям полутора-двух лет. Сначала ребёнка целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Можно предложить  постройку или аппликацию из цветных палочек.  Первые занятия лучше всего посвятить изучению цветов.

  • Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, разовую палочки;
  • покажи не красную палочку, не желтую и т. д.;
  • отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д. 

Отдельное занятие можно посвятить формированию понятия длины. Попросите ребёнка выбрать  самую короткую палочку, затем – самую длинную. После этого предложите найти две палочки одинаковой длины. Можно дать задание выложить из палочек логическую последовательность: от самой длинной к самой короткой или наоборот, внешне она будет очень напоминать лесенку.

   

На втором этапе дети учатся понимать законы мира чисел и другие математические понятия.

  • Возьми самую короткую палочку. Белая палочка – это единица, число «один»;
  • придвинь белые палочки близко друг к  другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые;
  • найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка – это число «три».

         Логические блоки придумал бельгийский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель использования логических блоков – научить ребенка решать логические задачи,  классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме).

       

На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры.

  • Найдите все фигуры такого же цвета, как эта (желтая фигура);
  • найдите все блоки треугольной формы (или все большие);
  • дайте мышке все синие фигуры, зайчику – желтые, мишке – красные; распределите фигуры по размеру, форме, толщине.

На втором этапе игры и упражнения с блоками усложняются. В качестве дополнительного материала используются карточки с изображением символов свойств. Ознакомление дошкольников со свойствами предметов и их символикой становится важным этапом в овладении знаковой системы. Форма, цвет, размер и толщина различных блоков изображены на карточках условными значками. Помимо этого, есть  карточки, на которых изображается отсутствие признака (некрасный, немаленький и т.п.)

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

  • цвет обозначается пятном,
  • величина - силуэт домика (большой, маленький),
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный),
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

 «К нам в гости пришел гномик. У него очень красивый яркий костюмчик. Покажите палочку такого цвета, какая у гномика шапочка, штанишки, курточка, борода. Но наш гномик почему-то грустный. Как вы думаете, почему? У него нет домика. Давайте построим для него домик из палочек. Возьмите фиолетовую палочку и слева на крыше постройте трубу. Справа построим лесенку. Возьмите по одной палочке каждого цвета, поставьте их по порядку: от длинной палочки к короткой. Поднимаемся пальчиком по лесенке, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустимся по ступенькам. Назовите цвет самой короткой палочки, самой длинной, какого цвета палочка между желтой и голубой».   

           По своей сути палочки и блоки напоминают игровой материал, а игра – это основной вид деятельности дошкольника. Поэтому знакомство дошкольников с миром математических законов и цифр проходит легко и интересно.

                                                                                  Педагог допобразования Колесова О.Ю.

Яндекс.Метрика