Детский сад 82 г.Томск - ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
TheGrue.org

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Многие родители ошибочно считают, что подготовка к школе ограничивается умением читать, писать и считать. Но на самом деле подготовка к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе.

И что же включает в себя « Готовность к школе»?

Когда специалисты говорят о «готовности к школе», то имеют в виду определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: 1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

  1. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
  2. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  3. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу. Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно. При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластиками.

Для меня, как учителя-логопеда очень важно речевое развитие ребенка, которое включает в себя психологическая зрелость.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения из 3-4 слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • членить слова на слоги (части);
  • различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

             В области представлений об окружающем мире:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • иметь представление о сезонных явлениях природы;
  • знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

          Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Обобщая все вышесказанное, хочу дать вам ряд советов.

Советы родителям:

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  2. Цените в своем ребенке индивидуальность, чаще говорите ему, что он у вас необычный.
  3. Отвечайте на все вопросы ребенка. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок идет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  5. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  6. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом консультацией к специалисту.
  7. Не забывайте об играх! У ребенка должно быть время для игровых занятий.

Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

                                                                                 Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика