Детский сад 82 г.Томск - Игры для развития связной речи
TheGrue.org

Игры для развития связной речи

Определение, что такое связная речь, варьируются в разных изданиях, у разных учёных. Вот одно из них. Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

     Невозможно построить грамотно работу по подготовке детей к успешному обучению в школе не осуществляя преемственность. Здесь следует отметить, что вопрос о преемственности в развитии связной речи у ребёнка не стал предметом глубоких научных исследований и остаётся одним из трудных вопросов, ещё и по тому, что он недостаточно изучен.

     Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение (пересказ)текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, как в устной, так и в письменной речи – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи на всех уроках в школе и при выполнении домашних заданий.

     Только при последовательной, системной работе по обучению связной речи, начиная с дошкольного возраста, возможно успешное обучение ребёнка в школе.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причины этого роста разные:

* общая соматическая ослабленность детей (например: ребёнок начинает фразу, к концу истощается, комкает её);

* педагогическая некомпетентность родителей (завышенные или заниженные требования при формирования навыков связанной речи, незнание норм онтогенеза речевого развития);

* увлечение гаджетами;

* некомпетентность педагогов (хаотичность, отсутствие системы планирования, проведения занятий);

* увеличение нарушений перинатального развития детей;

* эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте (эмоциональная и речевая холодность, раздражительность);

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития, и ещё больший процент развития связной речи.

Ниже приведены игры по развитию связной речи, которые может использовать в своей работе не только логопед, а также воспитатель и родители

 

Игры на развитие связной речи

 

«Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в сад, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Я люблю яблоко, потому что…….

Игра «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимкой...»

«Если лето не наступит никогда ...»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький)

Учитель-логопед Ю.В.Толокнова

Яндекс.Метрика