Детский сад 82 г.Томск - Читаем стихи-диалоги по ролям

Читаем стихи-диалоги по ролям

Создано: 20.09.2021

                                                       « Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к                                                                                гармонии русского слова, сердце преисполнится

                                                          чувством изящного, пусть поэзия действует,

                                                         на них так же, как и музыка».                                                                                                                                                                                      В.Г. Белинский.

         У дошкольников имеющих речевые проблемы нарушено звукопроизношение, в речи присутствуют аграмматизмы, бедный словарный запас, речь не развита, состоит из простых предложений. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги. Общение между детьми сильно затруднено. Дети предпочитают играть в одиночестве и не вступать в общение с другими детьми.

     Моя задача, как учителя логопеда развитие всех компонентов речи, в том числе и научить детей пользоваться диалогом, как формой общения, через заучивание стихотворений с диалогом. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Повысить уровень словарного запаса. Активизировать речевую деятельность. Сформировать у детей умение пользоваться различными средствами выразительности в процессе рассказывания стихотворений. Сформировать интерес к художественным произведениям и окружающему миру. Развивать зрительную, слуховую и ассоциативную память, внимание и воображение.

     Чтение стихов по ролям — один из методов развития диалогической речи. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации и самое главное научиться слушать собеседника и вступать в диалог. И конечно решить основную задачу логопеда автоматизировать в речи поставленные звуки.

       При работе я учитываю индивидуальные особенности ребенка, его развитие, речевые возможности и возраст.

       Учитываю особенности запоминания. Стараюсь в нашей работе задействовать все анализаторы. Для аудиалов воспроизводить информацию на слух, для визуалов рассматривать картинки, для кинестетиков рисовать, делать аппликации к произведению с помощью родителей.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста, это дети со статусом ОВЗ, с которыми нам приходится работать, легче запоминаются стихотворения, которые содержат предметность. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.

Потешка

- Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете. Мяу!

****

Мишке долго спать зимой
Под сосною вековой.
- Мишка, Мишка, почему
Лапу ты сосешь свою?

- С лапой крепче спится мне,

Вижу лето я во сне.
                   М. Менщикова

     Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многократного повторения. Я предлагаю ребенку повторить стихотворение вместе со мной, а потом рассказать самому, при этом подсказываю слова, которые ребенок забыл.

Затем работа строиться таким образом: я читаю стихотворение, ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность. А более интересна и привлекательна для ребенка инсценировка стихотворения с использованием шапочек, или разных видов театра, он с большим удовольствием разыгрывает стихотворение по ролям. Здесь ребенок перевоплощается в своего героя, проявляя разные средства выразительности, используя необходимую интонацию, мимику, жесты.

         В старшем возрасте тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка. Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.

«Скорая помощь»

- Посторонитесь! Дорогу! Дорогу!
Скорая помощь летит на подмогу.

Приказ постового:

- "Стоять! Хода нет!
Только для "Скорой" зеленый свет!"

Где-то случилась большая беда,
Скорая помощь мчится туда.

- Успели! Приехали! Вот этот дом.
Встречайте машину
С красным крестом.

          По истечении года работы над данной темой можно сделать выводы. Дети с удовольствием учат стихи и инсценируют произведения. У детей повысился уровень словарного запаса, уровень речевой активности. В процессе заучивания идет работа над автоматизацией поставленных звуков. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке, помогают детям правильно общаться. Дети активнее стали вступать в диалог друг с другом. Повысился уровень творческих навыков. Дети стали занимать призовые места в онлайн конкурсах актерского мастерства.

Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика