Детский сад 82 г.Томск - Развитие мелкой моторики, как основа развития графомоторного навыка – навыка овладения письмом

Развитие мелкой моторики, как основа развития графомоторного навыка – навыка овладения письмом

Создано: 25.08.2021

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

В своей работе развитию графомоторных навыков, уделяю особое внимание.

Ежедневно включаю в свои логопедические занятия работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, которая служит подготовкой руки к письму.

Детям старшей группы и детям ОВЗ средней группы предлагаю такие задания:

  1. составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных или ватных палочек;
  2. составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
  3. нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера на нитку с иголкой;
  4. игра « Золушка»: сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
  5. стирание ластиком нарисованных предметов;
  6. надевание и снимание колечка СуДжок (массаж пальцев);
  7. сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
  8. игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами;
  9. раскрашивание раскрасок, особо обращаю внимание детей на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно;
  10. штриховка трафаретов с изображением предметов по разным лексическим темам « Овощи», « Фрукты», Животные» и тд.;

Кроме этих заданий родителям и воспитателям групп для работы с детьми предлагаю задания:

  1. наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
  2. продевание нитки в иголку;
  3. пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
  4. вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
  5. застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  6. завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
  7. доставание бусинок ложкой из стакана;
  8. складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
  9. капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  10. втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок или пробковое поле;
  11. прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  12. перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
  13. все виды изобразительной деятельности, особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

В старшем дошкольном возрасте в свои занятия по подготовке детей к обучению грамоте включаю работу на листе бумаги.

  1. ориентация в пространстве на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
  2. графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписывание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и тд.;
  3. работа в «Рабочих тетрадях « От А до Я»: для детей 5-6 лет. Автор Колесниковой Е.В.;
  4. работа в « Прописях для дошкольников 5-7 лет». Автор Колесникова Е.В.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, все это благотворно сказывается на речевое развитие детей и подготовку детей к школьному обучению.

А это является основной задачей педагогов образовательной организации.

Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика