Детский сад 82 г.Томск - Игры по развитию интеллектуальных способностей у детей

Игры по развитию интеллектуальных способностей у детей

Создано: 12.08.2021

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности. Игра как процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.

В нашей группе созданы все условия для различных видов деятельности. Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении.

Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку»«Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты»«Найди недостающую фигуру» и другие.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера».

меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и многое другое.

Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе палочки Кюизенера используются как игровой материал.  Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.   

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами

В работе с дошкольниками использую технологию ТРИЗ. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» – это коллективные игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте,явлении:  

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

Особое место в работе с детьми занимают игрына составление целого из частей: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности.

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.

        

Воспитатель Корзилова Наталия Викторовна

Яндекс.Метрика