Обучение грамоте на занятиях риторики

Создано: 15.11.2020

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития.

     Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во

многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что

именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать

всю систему знаний.

Имея полноценный слух и интеллект, дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематических процессов, нарушенного звукопроизношения, а также недостаточно сформированного лексико-грамматического строя речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В своих занятиях по риторике в подготовительных группах особое место уделяю подготовке к обучению грамоте.

  

Дети знакомятся с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова.

Знакомятся с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков. Учатся   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Использование героев «Звуковичков», помогает в игровой форме   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные).

Познакомить детей с буквой позволяют нетрадиционные материалы. Дети печатают буквы на манной крупе, выкладывают их из фасоли, палочек, ниточек, вылепливают буквы из пластилина.

Использую игровую мотивацию, в соответствии с лексической темой недели. Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках системного подхода. Например, тема «Осень»- примерное место звука в слове определяется с помощью раздаточного материала в виде осенних листочков. Тема «Птицы» - в гости прилетает дятел, и просит детей выполнить его задания. Тема «Транспорт» - приезжает автобус со сказочным героем, которому помогают дети и тд..

       Включение персонажей из известных сказок и мультфильмов, в том числе героев современных мультфильмов «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики», помогают сделать занятия для детей более увлекательными. Персонажи не навязчиво готовят детей к анализу слов, формируют умение называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета, здесь работа идет над развитием лексико-грамматического строя речи. Игровая мотивация помогает создать состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Помогают закрепить материал, пройденный на занятии родители, выполняя домашнее задание с ребенком. Совместно они рисуют или наклеивают картинки на заданный звук, и определяют место звука в слове на схеме (в начале, середине или в конце).

«Программа достижений», придает обучению осмысленность и целенаправленность. Если ребёнок активно отвечал, не отвлекался, он получает наклейку в свой поощрительный блокнот. В конце учебного года наклейки подсчитываются, и дети получившие большее количество наклеек получают поощрительный приз.

Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

 

Яндекс.Метрика