Конспект занятия с элементами экспериментально - опытнической деятельности «В гостях у Хозяйки Медной Горы»

Категория: Конспекты занятий Создано: 26.06.2011

Воспитатель Крикунова Ольга Лермонтовна 

        Программное содержание: продолжать расширять знания детей о природных ресурсах; уточнить представления детей о свойствах камней и песка; учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

       Предварительная работа: игры с песком в песочнице,  рассматривание иллюстраций с изображением гор и пустынь, выкладывание рисунков из камушков.   

       Оборудование и материал: проектор, ноутбук, экран,  презентация «В гостях у Хозяйки Медной Горы», фартуки и шапочки для работы в «лаборатории», лупы, мелкие морские и речные камушки, лоточки, «горочки», 2 воронки, банка с водой, стаканчики с водой, одноразовые ложки, различные формочки, песок разный по цвету, клей ПВА, кисти, камешки с отверстиями, тонкая проволока,  простые карандаши, шаблоны, листы цветного картона А-4.

 

       Ход занятия:

       Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас в путешествие. И отправимся мы с вами в гости к Хозяйке Медной Горы. Путешествие у нас с вами сказочное,  и поэтому транспорт у нас тоже волшебный. (Ковёр-самолёт). Рассаживайтесь поудобнее, и мы с вами отправляемся.

        Раз, два, три, четыре, пять -

В сказке очутись опять.

     Вот мы с вами оказались у входа в каменное царство. Открою вам один секрет.

Хозяйка Медной горы охраняет свои владения в образе змейки, а вот  показывается в человеческом обличии только настоящим мастерам, потому что камни - это цветы земли, к которым нужно относиться бережно и любя. В мире нет одинаковых камней.

      Все камни разные - они отличаются друг от друга. Потому что над их неповторимыми рисунками и оттенками природа работала в своих подземных «кладовых» миллионы лет. Посмотрите на камень. Представьте, что это целая Вселенная со своими законами и жителями. Камень живет своей жизнью. У него есть история и судьба, так же как у человека. Камни мы можем встретить практически везде: в горах, по берегам рек и даже внутри раковин.

      Давайте рассмотрим, какие каменные богатства скрываются в недрах нашей Земли и лежат на её поверхности. Все камни отличаются  друг от друга: по цвету (лунный камень всегда можно отличить от малахита, и золотая руда совсем не похожа на гранат), по размеру (есть маленькие камешки, встречаются крупные валуны, а так же огромные каменные глыбы)  и по форме (речные камни - с острыми краями, а морские - очень гладкие). За много тысяч лет люди научились обрабатывать камни. После обработки все самоцветы превращаются в драгоценные и полудрагоценные камни. Но даже после того, как выполнено изделие, его можно всегда отличить, из какого камня оно выполнено. Это и шкатулки, и колечки, и броши...

     Камни не только красивы, они очень прочные и крепкие. Поэтому их используют для постройки домов, дорог, памятников. Вот такой необычный памятник установлен и в нашем городе Томске на  Воскресенской горе. Памятник представляет собой глыбу красного железняка, на которой укреплена мраморная табличка с золотыми буквами: «Здесь в 1604 году был основан город Томск...»

      Из камней делают сувениры. В настоящее время в лабораториях работают над созданием искусственных самоцветов. Среди них алмазы, рубины, изумруды, сапфиры. Они очень похожи на настоящие камни.

      Камни состоят из множества песчинок и других веществ. Под воздействием ветра, дождя, мороза, солнца они превращаются в маленькие камешки и частички. Вот эти частички и принято называть песком. Одним из основных мест, где происходит образование песка, является морской и речной берег. Песок с берега переносится ветром в глубь суши. Иногда так образуются пустыни, или же на этом месте раньше было море, но потом оно высохло. Песок существует уже миллионы лет. Песчаные пляжи имеются во всех частях мира. Они бывают разные: белые, красные, зелёные, жёлтые и даже разноцветные. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате её размывания водой и образования трещин. Из песка, так же как и из камня люди научились строить красивые постройки

      Изучение камней и песка - это возможность узнать секреты природы, изучить её и познать. Для этого создаются минералогические музеи, где можно увидеть и рассмотреть всю природную красоту. В нашем городе тоже есть такой музей. Вот мы с вами увидели богатства, которыми владеет Хозяйка Медной Горы, а теперь нам пора возвращаться на ковре - самолёте обратно в детский сад. Но на этом наше знакомство с песком и камнями не заканчивается. Здесь нас ждёт лаборатория, в которой мы продолжим изучение.

      Опыт 1. Сравнительное рассматривание  песка и камня

      Дети рассматривают под лупами песок и камни. Воспитатель: - Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка, нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? Дети  рассматривают через лупы. А в камне много таких песчинок и ещё других веществ, но они прочно скреплены.

      Дети делают вывод о том, что песок - сыпучий, состоит из множества мелких песчинок;  а камень состоит из множества песчинок.

      Опыт 2. Эксперименты с  песком и камнями

        Воспитатель предлагает детям набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Дети  помещают  сухой  и влажный песок по отдельности в специальные формы. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого). То же проделывают с камнями.

  После соответствующих манипуляций  дети приходят к выводу о  том, что мокрый  песок хорошо слепляется и держит форму, сухой песок тоже принимает заданную форму, но не держит её, а вот камни не могут заполнить всю форму - в ней остаётся пустое пространство.

      Опыт 3. «Что тяжелее»

      Воспитатель насыпает в банку с водой песок и камни, всё перемешивает. Дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов. Дети делают вывод, что камни оседают раньше песчинок - значит они тяжелее.

      Опыт 4. «Пропускаем воду через песок и камешки»

        2 воронки: 1 - наполняем песком, 2 - камешками. Пропускаем через них воду. Под воронками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую воронку налить равное количество воды. В какой из воронок она быстрее исчезнет? Почему?

Дети приходят к выводу: быстрее всего вода пробегает между камешками,  сквозь песок просачивается медленнее.


Пауза для релаксации

        Воспитатель: Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Дети слушают) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?


        Опыт 5. "На песке остаются следы, отпечатки".

         Воспитатель предлагает детям на песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем отпечатки на камне. Что вы видите? Почему не получились отпечатки ладошек на камне?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? На песке остаются следы ладошек, а на камне нет.


      Опыт 6. «Легкий - тяжелый»

        На столе расположены лоточки и «горочки». Воспитатель предлагает детям насыпать небольшое количество песка на «горку» и смыть его водой из стаканчика, то же самое проделывается с камешком. По окончании эксперимента дети делают вывод, что песчинки легче передвинуть с места, чем камешек.

      Опыт 7. « Тёплый - холодный» (необходимо заранее поставить равное количество песка и камней в тёплое и холодное места)

Воспитатель предлагает потрогать песок и камни ладошками и сравнить их по температуре.

Вывод: камни и песок имеют такую же температуру, как и среда, в которой они находились.

Физминутка

      Воспитатель предлагает детям представить:

- что они очутились в жаркой пустыне, где песок раскалён от солнца (дети должны это передать мимикой и движениями тела);

- что они переходят ледяную горную речку, дно которой покрыть камнями, скользкими и холодными;

- что они долго шли по дороге и решили отдохнуть на огромном тёплом валуне, прогретом ласковым солнышком.


         По окончании экспериментальной деятельности воспитатель предлагает детям сделать из камней, подаренных Хозяйкой Медной Горы, красивое каменное дерево. А из цветного песка нарисовать разноцветные песочные цветы. В  конце занятия предложить ещё раз полюбоваться красотой камней и песка уже в получившейся сказочной полянке.

 

 

Яндекс.Метрика