Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексические игры и упражнения»

Категория: Конспекты занятий Создано: 21.11.2020

Катуева Анастасия Вадимовна,

                                                         воспитатель                    

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.

Задачи:

Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова, объяснять многозначные слова, отвечать на вопросы.

Воспитательные: воспитывать умение работать коллективно, дружно.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

     Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игры, и это будут словесные игры. Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень).

- Какое сейчас время года?

- Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Как   называют осень в сентябре? ранняя, золотая.  Середина осени – это октябрь, а как называют осень в ноябре? Поздняя.
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру: «Скажи со словом осенний»:

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

солнце, туча,  дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Молодцы! Вы справились с заданием. 

 

Игра: «Я придумываю цвет»
Вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. 
Брусника (цвет какой?) – брусничный. Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый. Морковь (цвет какой?) – морковный. Слива (какой цвет)? – сливовый.

 

Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный. Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш - …грушевый.

И, так, задание: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.
Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец.  Длинный – короткий.
Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка 

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. 

Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Воспитатель: Отдохнули?! Ну, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Скороговорки».

 Кто знает? Давайте выучим еще одну. Белка булку испекла и бельчатам отдала. 

Скажите, чем отличаются слова белка – булка? 

Игра «Найди разницу»

Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.

 

Игра:  «Доскажи словечко»

Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).

На поля и на лужок все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).

На снегу – то посмотри?- С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).

- Какие  слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег.

 

Игра  «Один – много» (с мячом)

Снежок – снежков. Снеговик – снеговиков. Метель – метелей.

Снежинка – снежинок. Коньки – коньков. Снегопад – снегопадов.

Льдинка – льдинок. Мороз – морозов. Уши – ушей. Носки – носков.

Чулки - чулок.

Игра "Кто чем был?"

Яблоко было (семечкой). Лягушка была (головастиком)

Рыба была (икринкой). Листочек был (почкой)

Машина была (железом). Хлеб был (мукой)

Мука была (зерном). Снег был (водой)

Тетрадь была (деревом). Дом был (кирпичом)

Взрослый человек был (ребенком).

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания были трудными для вас? А какое задание понравилось больше?

Яндекс.Метрика