Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудо- воздух»
Золотухина Лидия Шайеховна,
воспитатель
МАДОУ №82 г.Томск
Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментирования
Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
дать представление об источниках загрязнения воздуха, о правилах экологической безопасности;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования
Образовательная область: «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Оборудование: стаканчики с водой, трубочки, бумага, краски, тазики с водой, баночки и полиэтиленовые пакеты.
Ход проведения:
В гости к детям приходят фиксики Нолик и Симка. Они хотят пригласить детей в лабораторию и рассказать о важности воздуха.
-А вы сами –то как думаете, воздух важен?
Фиксики: Думаем, что не важен.
- Дети, а вы как считаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель предлагает проверить свои версии.
Фиксики: Плохо.
- Ребята, давайте и мы проверим, как мы будем себя чувствовать без воздуха.
Дети закрывают рты и нос, и делают вывод, что им тоже плохо. Значит, воздух необходим для дыхания.
- А как узнать, что воздух все же есть. Давайте подуем на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети: Холод.
- А теперь помашите перед собой листочком бумаги. Что сейчас почувствовали?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель совместно с детьми делает вывод: чтобы почувствовать воздух нужно привести его в движение.
Воспитатель, обращаясь к Симке и Нолику: Видите, ребята уже поняли, что без воздуха невозможно жить.
Фиксики: Ребята, а вы хотели бы его увидеть? Сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию, превратимся в ученых и проведем несколько опытов.
-Ребята, что такое лаборатория и кто такие ученые?
-Давайте подойдем к столам. Посмотрите, на столах стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Сейчас мы с вами проделаем опыт.
Опыт 1. Нолик: Как вы думаете есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку.
- Что происходит? (Пузырьки воздуха) Значит, воздух есть и в организме человека.
Опыт 2.
Симка: Теперь возьмем пустой стаканчик и перевернем его вверх дном и медленно опустим в таз с водой.
Дети подходят к столу с разных сторон и опускают стаканчики в таз с водой.
Воспитатель: Что получается? Вода попадает в стакан или нет? Почему? Вместе с воспитателем делается вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает внутрь воду.
Симка: А теперь снова опустите стаканчики в воду, но держите их наклонно. Что мы видим в воде? Пузырьки воздуха выходят из стакана, и стакан заполняется водой. Вывод: воздух прозрачен, он невидимый.
Фиксики: А теперь давайте поиграем с вами.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт 3. С полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель: а теперь посмотрим, можно ли поймать воздух?
-На столе пакеты. Они сложены. Как вы думаете: в них есть воздух? Нет. А сейчас попробуем поймать воздух в пакеты.
Зачерпывающим движением дети по примеру воспитателя пытаются поймать воздух в пакет.
-Посмотрите, какой теперь стал пакет? (полный)
- Что вы поймали? (воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. У кого много воздуха в пакете? А у кого мало воздуха в пакете?
-Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Опыт 4.
Фиксики: Чем пахнет воздух? На столе 3 пустые емкости. Ранее в одной не было ничего, в другой был чеснок, а в третьей - апельсин. Дети нюхают каждую и делают вывод: воздух пахнет тем, что в нем находится.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно и рисовать?
Рисование трубочкой и капелькой краски.
Фиксики: Ну, вот, ребята, а теперь подумайте и ответьте:
-Где можно найти сразу много воздуха?
Дети: Везде. Воздух вокруг нас. Воздухом мы дышим, он окружает нас со всех сторон, хотя он невидим, прозрачен, он без запаха, но может пахнуть тем, что в нем находится.
-А вам понравилось в нашей лаборатории?
-Что вам больше всего понравилось?
Фиксики прощаются с детьми и уходят.