Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»
Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна
Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;
- обучение бережному отношению к воде;
- формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность;
- активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
- обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность,
- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
- самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;
- развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников.
Методы и приёмы:
- практические опыты, экспериментирование. Подвижная игра, пальчиковая игра. Сюрпризный момент, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.
Материалы и оборудование:
- одноразовые стаканы для каждого ребенка, трубочки одноразовые на каждого ребенка, молоко, камушки, краски гуашь, сахар, соль.
Предварительная работа:
Чтение литературы о воде, разучивание стихов о воде, отгадывание загадок, просматривание картинок «где вода»? Свойства воды.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Конечно, да!
Воспитатель: Итак, давайте начнем прямо сейчас. Капелька из чего состоит? Верно, из воды. И живет она где? Правильно, в воде.
Молодцы. А где мы можем встретить воду? Верно, в реке, море, кране, в луже. Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам, в детском саду, нужна вода?
Дети: Да!
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть руки, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно, поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут. Людям вода очень нужна: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить
различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Тогда прошу проследовать в мини-лабораторию. Прежде чем мы начнем опыты, мы должны с вами повторить правила поведения в лаборатории.
Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? Как вы догадались? Как мы это определили, что нам помогло?
Верно, вода прозрачная, а молоко нет.
А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды».
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?
Опыт № 2 «На определение цвета воды».
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Давайте мы с вами это проверим.
У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1,2,3,4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 3: «На определение вкуса воды».
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая. Нет. А какая вода?
Верно, вода безвкусная!
А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.
Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Опыт № 4: «На определение запаха воды».
Правильно, вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Дети: Верно, потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у
воды появится запах того, что в нее добавили.
Рефлексия.
Воспитатель:
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы нового узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала.
Вот, ребята, вода действительно волшебница!
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством?
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.