ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:

1) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлинённому, с достаточной силой выдоху (проводится на неречевом материале).

2) обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков).

3) формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе фраз разной протяженности, содержащих от двух до пяти слов).

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Упражнения, дидактические игры проводятся частично на речевой гимнастике.

Детям средних групп предлагают в игровой форме такие упражнения:

«Сдуй снежинку»«Подуй на султанчик»«Подуй на бабочку».

Дети старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форме они задувают в ворота легкие предметы, например, «Загони в ворота «мяч», «У кого дальше улетит снежинка»«Кто дольше подует на одуванчик». Можно предложить передвигать по столу при помощи воздушной струи легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри.

Проводить дыхательные упражнения и игры надо в хорошо проветриваемом помещении, не ранее чем за 1,5 – 2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребёнка. Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2 – 3 минут для детей младшего возраста и 3 – 5 мин для среднего и старшего возраста.

В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха.

Затем детей учат рационально расходовать воздух при фонации звуков. Для выработки ровного, удлинённого выдоха через рот детям предлагают в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью:

«Комары и комарики, «Большие и маленькие жуки»«Кто дольше споет песенку?»«Чья песенка длиннее?». Дети произносят протяжно звуки А, У, О, И, З, Ж, С, Ш. игры проводятся в процессе уточнения и закрепления произнесения звуков. Особое внимание обращается на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выдохе. Следует добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними: А-У, У-И, З-Ж. Далее можно предлагать задания на протяжное произнесение звукоподражания: мяяу, гааа и др.

При проведении игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

Далее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием воспитателю необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2 – 3 слов, а дети средней и старших групп – из 3 – 5 слов.

Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе небольшие шутки – чистоговорки, отвечать на вопросы по содержанию картины:

«Что делает Таня? – Таня поет»«Где сидит сова? – Сова сидит на суку».

При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6 – 7 и более слов, правильно распределять паузы с учетом текста. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки.

Таким образом, задача педагога в воспитании у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы научить правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь.

Значительную помощь в этом оказывают игры - инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки –диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым расширяя возможности своего голоса.

Учитель-логопед Прокофьева Наталья Михайловна