Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

Для организации театральной деятельности с детьми необходимо научить их общаться в коллективе. Развитие первоначальных навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений, развивающих коммуникативные навыки, которые сближают детский коллектив, помогают наладить контакт со сверстниками и взрослыми и настраивают на непринужденное общение

Упражнение «Клубочек знакомства»

Я предлагаю нам встать в круг. Учитель-логопед показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет нам познакомиться. Передаём его по кругу и называем своё имя.

Я ласково имя своё назову – Светланочка,

Клубочек другому передаю

- Спасибо, за активное участие.

Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом учителю-логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей логопатов к речи.

Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

Цель коррекционной работы логопеда - скорректировать речь детей-логопатов через использование театрализованных игр.

Историческая справка:

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

На логопедическом пункте имеются театрализованные игры:

  1. Пальчиковый театр: «Три поросёнка»«Лютый»
  2. Плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;
  3. Пальчиковый театр (деревянный)«Гуси лебеди»;
  4. Настольный конусный«Колобок»«Теремок»«Три поросёнка»;
  5. Герои: волк, собака, кот, мышка, заяц (пальчиковый театр)

Обоснование: Во время проигрывания театрализованной игры ребенок общается со взрослым, где открываются большие возможности для коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.

Мотивация: Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный, однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают детей в эту кропотливую монотонную работу, помогают преодолеть трудности при коррекции речевых нарушений.

Ход мастер – класса:

  1. Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны речи

Игра«Мыльные пузыри», способствующая правильному речевому дыханию.

Нужно разделиться на две команды. Первая команда надувает мыльные пузыри. участники второй группы следят за их действиями и одновременно читают хором стихотворение Э. Фирджен «Мыльные пузыри»

Осторожно -пузыри!

- Ой какие, ой смотри.

  1. «Артикуляционная разминка».

А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку. Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на спинке, и они стали смеяться над ней. И божья коровка заплакала, но тут солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась ему.

Упражнение«Улыбка».

«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения, написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала его, а затем покусала.

Упражнение«Непослушный язычок».

И язычок стал ровным, как лопаточка.

Упражнение«Лопаточка».

Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.

Упражнение«Чашечка».

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.

Упражнение«Лошадка».

«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.

«Хорошо, давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила солнышко чаем с вареньем.

Упражнение«Вкусное варенье».

И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.

Упражнение«Горка».

Упражнение«Грибок».

А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить красиво и правильно.

  1. «Буду чисто говорить»

Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Используйте их в игре с игрушкой, картинкой повторяйте, как считалочку.

Са-са-са-са;

Со-со-со-со;

Су-су-су-су;

Сы-сы-сы-сы

Произносим слоги СА.

Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.

Произносим слоги СЫ.

Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.

Произносим слоги СУ.

Су-су-су-су-су-су- дом порадует лису (Используем перчаточную куклу-лиса или конусный, пальчиковый театр, персонаж- лиса)

Зашипели змейки — ША.

Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!

Прошипела змейка — ШУ.

Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!

Произносим слоги — ШИ.

Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!

Повторяем слоги — ШО.

Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо

Улыбнулись змейки — ШЕ.

Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!

Ры - ры - ры - вьются всюду комары.

Ра – ра – ра – мы поймали комара

Ра – ра – ра – вот такая вот игра.

Ры - ры - ры - сидит ёжик у норы.

Ру - ру – ру - ёжик забежал в нору.

  1. «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро используя пальчиковый театр.

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки. (пальчиковый театр, персонаж-сорока)

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ежа. (пальчиковый театр, персонаж-жук)

  1. «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

Учитель-логопед надевает маску медведицы. Представьте, что я мама-медведица, а вы один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить«Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попросите у меня, нойте, сердито требуйте, приказывайте. Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как вы думаете, какая интонация понравится маме-медведице? Изобразите ее еще раз.

  1. Развитие слухового восприятия

Игра«Услышишь-стой»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Ход игры: Назначается запретный звук (например, [С]). Участники становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Учитель-логопед Толокнова Юлия Васильевна