Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками

        Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка –  развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят в дальнейшем легче осваивать всё новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня большой популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.

       .

       Палочки Кюизенера – это комплект цветных счётных палочек разного размера, которые еще называют «числа в цвете». Они  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее» и мн. др.  Набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

На первом этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычным конструктором, знакомятся с цветом, размером, формами, усваивают такие понятия, как «между», «длиннее», «выше», «право – лево» и мн. др. С палочками Кюизенера интересно и по силам играть даже детям полутора-двух лет. Сначала ребёнка целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Можно предложить  постройку или аппликацию из цветных палочек.  Первые занятия лучше всего посвятить изучению цветов.

Отдельное занятие можно посвятить формированию понятия длины. Попросите ребёнка выбрать  самую короткую палочку, затем – самую длинную. После этого предложите найти две палочки одинаковой длины. Можно дать задание выложить из палочек логическую последовательность: от самой длинной к самой короткой или наоборот, внешне она будет очень напоминать лесенку.

   

На втором этапе дети учатся понимать законы мира чисел и другие математические понятия.

         Логические блоки придумал бельгийский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель использования логических блоков – научить ребенка решать логические задачи,  классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме).

       

На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры.

На втором этапе игры и упражнения с блоками усложняются. В качестве дополнительного материала используются карточки с изображением символов свойств. Ознакомление дошкольников со свойствами предметов и их символикой становится важным этапом в овладении знаковой системы. Форма, цвет, размер и толщина различных блоков изображены на карточках условными значками. Помимо этого, есть  карточки, на которых изображается отсутствие признака (некрасный, немаленький и т.п.)

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

 «К нам в гости пришел гномик. У него очень красивый яркий костюмчик. Покажите палочку такого цвета, какая у гномика шапочка, штанишки, курточка, борода. Но наш гномик почему-то грустный. Как вы думаете, почему? У него нет домика. Давайте построим для него домик из палочек. Возьмите фиолетовую палочку и слева на крыше постройте трубу. Справа построим лесенку. Возьмите по одной палочке каждого цвета, поставьте их по порядку: от длинной палочки к короткой. Поднимаемся пальчиком по лесенке, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустимся по ступенькам. Назовите цвет самой короткой палочки, самой длинной, какого цвета палочка между желтой и голубой».   

           По своей сути палочки и блоки напоминают игровой материал, а игра – это основной вид деятельности дошкольника. Поэтому знакомство дошкольников с миром математических законов и цифр проходит легко и интересно.

                                                                                  Педагог допобразования Колесова О.Ю.