Для чего нужны занятия по риторике в детском саду

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

            Работы представителей разных направлений науки (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский) отчетливо доказывают, насколько велика в развитии роль правильно организованной коммуникации.

            В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.

           Современные дети уже с первых лет жизни слушают радио, смотрят телепередачи, слышат речь других людей. Дети овладевают родной речью в процессе общения. Но ритм нашей жизни не всегда позволяет родителям целенаправленно развивать культуру речевого поведения ребенка. А именно в дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, вести диалог по телефону и т. д. Но дети испытывают большие трудности в общении. Многие из них испытывают некоторые трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматики, лексики. Не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Диалог является естественной средой развития личности. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

            Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя в себя  освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и,  следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

            При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.

            Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

            Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар- дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

            В этом нам помогут занятия по риторике. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению, а оно предполагает следование нормам литературного языка и «умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения» (Цицерон М.Т.)

            Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации:

            Задача педагога - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Система обучения  риторики предполагает организацию активной речевой деятельности детей.                                                                                                                                                    Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности), воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

           К сожалению, дети слышат слишком много лишнего, того, что им, и слышать не стоило бы. Как результат - использование детьми на занятиях таких выражений, что слова-паразиты, это самое безобидное. На этом фоне задача педагога становится не просто сложной, а почти неподъемной. И продолжать этот процесс приходится до самого выпускного.   Построение занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения материала. Так, при обучении используются: -наглядно-зрительные приемы, включающие, показ педагогом, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.); -приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различных пособий; -наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции: звучание инструментальной музыки и песен, декламация коротких стихотворений. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения упражнений. Они включают следующие приемы: - краткое одновременное описание и объяснение с опорой на имеющийся жизненный опыт детей; -пояснение и показ; -указание при воспроизведении, при самостоятельном выполнении упражнений детьми; -беседа при обучении или когда требуется разъяснение действий, уточнение сюжета игры; -команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются народные считалки, игровые зачины); -образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ; -словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. Кроме наглядных и словесных используются и практические методы, которые могут реализовываться в игровой или соревновательной форме. Игровой прием активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, развивает самостоятельность, творческую инициативу. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, содействует воспитанию морально-волевых качеств личности.

         В каждое занятие включаются следующие упражнения: на развитие дыхания, голоса и артикуляции; внимания; на развитие чувства темпа и ритма; координации речи с движением; слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; речевых и мимических движений. Занятия по риторике проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей.

Старший воспитатель О.Ю.Колесова