Сенсорное развитие малышей

Начав работать с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни предметы, их свойства и качества. Я решила создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

В сенсомоторном уголке размещены игры и предметы для организации игр и проведения упражнений. Помимо магазинных игр, которые имеются у нас в группе, я сделала самодельные игры «Наряди Матрешку», «Ежики», «Какого цвета не стало», «Укрась бабочку», «Чудесный мешочек», «Одень куклу», «Найди пару рукавицам» и др. «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой- маленький» -альбомы для рассматривания; имеется природный материал - горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т.д.); бытовые материалы - карандаши, ленты разноцветные, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д.; различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, вкладыши, парные картинки и т.д.; приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки; для развития осязания - кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др. Дети с большим удовольствием играют с самодельными игрушками, подбирают цвета, формы, слушают звучание погремушек, шумелок, запускают ручонки в миску с крупой, ища в ней мелкие предметы.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.

Воспитатель группы «Родничок»

Золотухина Лидия Шайеховна