Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития в первой младшей группе “Малышок”

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования.

   Для конструирования использую крупный (напольный) строительный материал и конструктор типа «Лего». В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием: Что бы вы хотели построить?» Даю детям понять, что меня очень интересует конструирование. Сама включаюсь в игры детей или просто сажусь и начинаю с ними строить. При этом никогда не стремлюсь подавить детскую инициативу неосторожным замечанием или авторитарным предложением.

   На занятиях по конструированию мы с детьми рассматриваем элементарные постройки, выделяя их части; рассказываем, из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Я стремлюсь помочь детям овладеть элементарными конструктивными навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани плотно друг с другом и на определенном расстоянии; создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, сарай, домик). Также на занятиях я учу детей изменять постройки способом настраивания (в высоту, длину, ширину). Заменять детали. Различать части построек по величине (большая - маленькая, высокая - низкая, длинная - короткая, узкая - широкая). Мы учимся строить элементарные постройки по рисунку-чертежу: из кирпичика и кубика - стул, машину; из 5-6 одинаковых или чередующихся деталей - заборчики, башенки. Но прежде надо развить элементарные навыки пространственной ориентации (в домике, около него, за ними, далеко, близко и т.д.), умение соотносить нарисованные детали с реальными. Развить представление о форме, величине, цвете. А главное, развить у детей желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм. Знания и умения детей, приобретенные на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни.

Даньшина Анастасия Валерьевна, группа “Малышок”