Летние наблюдения за природой с детьми

Всем известно, что живой мир природы не возможно познать по картинкам, телевизору или компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Уважаемые родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества. Лето со своим богатством красок, обилием растений, насекомых, птиц и диких животных представляет широкий простор для наблюдений.

Хочу дать Вам несколько советов как организовать наблюдение с детьми в летний период:

- летом старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком на улице. На прогулке обращайте внимание детей на то, что летом дни самые длинные, а ночи самые короткие; солнце поднимается высоко, ярко светит и греет; температура воздуха самая высокая в году.

- смастерите вместе с ребенком солнечные часы. Возьмите одноразовую тарелку, в центре проделайте отверстие и вставьте туда палочку или карандаш, маркером нарисуйте циферблат, расчертив тарелку на 12 равных частей. Ровно в полдень поставьте часы так, чтобы тень от карандаша падала на цифру двенадцать, и наблюдайте, как тень передвигается в соответствии со временем суток.

- понаблюдайте за тенью от предметов и самих детей. Это поможет определить высоту солнца. Утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Посмотрите, где окажется тень вечером. Объясните ребенку, почему так произошло.

- для наблюдения за ветром сконструируйте флюгер или купите вертушку.

- постарайтесь понаблюдать с ребёнком за такими природными явлениями, как утренняя роса, туман, дожди, грозы, радуга.

понаблюдайте с ребёнком за жизнью насекомых, птиц.

- возьмите с собой на прогулку лупу. С ее помощью можно рассматривать насекомых, растения, мелкие предметы неживой природы.

- при наблюдении за живой и не живой природой читайте детям стихи, загадывайте загадки о наблюдаемых природных явлениях и живых объектах, знакомьте с пословицами и поговорками, объясняя их значение.

- расскажите о полевых и садовых цветах. Каждый цветок обладает своими уникальными особенностями – по ним можно предсказывать погоду, определять время, с другими связаны сказки и легенды, некоторые цветы обладают полезными свойствами и издавна используются для лечения разных болезней.

- соберите цветы, засушите их и сделайте гербарий. Расскажите, какие цветы можно рвать, а какие занесены в Красную книгу. Можно сделать целый альбом с интересной информацией о растениях, а можно засушенные цветы оформить в красивые картины.

- во время прогулок объясните ребёнку, что луговые и полевые цветы лучше не рвать (кроме сбора их для гербария, за долгую прогулку они завянут, и их придется выбросить. •      - очень хорошо, если вы с ребёнком будете вести дневник наблюдений за растениями, насекомыми, птицами или природными явлениями в течение всего лета, а потом продолжите его осенью, зимой и весной.

-собирайте  с детьми природные материалы, которые пригодятся вам для создания поделок – шишки, кору деревьев, камушки, необычные коряги и веточки.

- расскажите ребенку интересную особенность про шишки. Когда сухо — чешуйки у шишек растопырены в разные стороны, а когда влажно — чешуйки плотно прижаты друг к другу, таким образом можно даже предсказывать погоду. Можно провести дома эксперимент, замочить сухую шишку в воде и посмотреть, как чешуйки плотно сомкнутся. Потом эту шишку можно высушить и тогда вы увидите, что этот процесс обратимый.

- обратите внимание в лесу на пеньки от деревьев. Предложите посчитать количество колец. Сколько колец на срезе пня – столько и лет дереву. Есть и ещё одна интересная особенность: тоненькие кольца говорят о плохих годах — холодных и засушливых, а более широкие кольца — о благоприятных, т. е. тёплых, с достаточным количеством дождей.

                                                                            Старший воспитатель О.Ю.Колесова