Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав:
III. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература - прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.
Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки.
На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм. 7 с Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.
Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.
Таким образом, правовое воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как «модное» направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества других дел.
Викторина «Литературные герои имеют право».
Викторина «Литературные герои имеют право».
3.В каких четырех сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)
4.В каких двух сказках герои, герои воспользовались своим правом на вступление в брак, хотя родители невесты были против?(3,6)
5.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (3)
6.В какой сказке девочка и мальчик жили одни без родителей и опекунов? (5)
7.В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на жизнь другого героя сказки? (2, 5)
8.В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (3,4,6) В каких четырех сказках нарушено право на свободу личности? (2, 3,4,5) 1. Морозко .
9.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)
10.В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда?(5)
11.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)
12.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери и даже покушается на ее жизнь?(3)
Адиева Светлана Михайловна, воспитатель;
Епифанова Марина Александровна, воспитатель