Театрализованная деятельность как одно из средств формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. И   поэтому  одной из задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей очень актуальна:  материальные ценности преобладают над духовными,  у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирования основ моральных качеств начинается уже в дошкольном детстве. Этот возраст является начальным периодом развития ребенка. Важно  сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества.

Одним из видов деятельности, направленных на формирование нравственных ценностей у дошкольников,  является театр. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.

Казалось бы, такая простая и знакомая организация игровой среды для того чтобы дети могли участвовать и сами показывать различные театральные постановки выглядит совсем иначе когда изучаешь и пробуешь использовать в своей работе методы обогащения детского опыта.

Особое внимание  уделяется созданию условий,  способствующих духовно-нравственному воспитанию дошкольников  средствами театрализованной деятельности. Для их реализации, в группе создается предметно-развивающая среда, в которой имеется оборудованная театральная зона, с различными видами театров: бибабо, настольный, теневой, тростевой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и другие. Так же имеются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, ширма для кукольного театра,  элементы костюмов, маски.

Для организации и создания антуража театра так же используются материалы из других центров. Хорошо формирует нравственные чувства у детей именно игровой материал, созданный своими руками. Для этого можно сначала договориться между собой и мастерить необходимый инвентарь совместно с детьми и их родителями. Для этого необходимо, чтобы присутствовал разнообразный материал для детского творчества в доступном месте и в необходимом количестве.

     Подобраны тексты, миниатюры, проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр.

     Имеется ряд народных сказок, по овладение духовно-нравственными основами личности, с использованием проблемных ситуаций, такие как: «Морозко»,  «Старуха-говоруха»,   «Дочь и падчерица», «Крошечка-Хаврошечка», «Буренушка», «Баба – Яга», « Василиса Прекрасная»  и т.д

Театрализованную деятельностью можно проводить с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, включая их как  в повседневное время, так и как часть занятий. В этом возрасте большую роль отводиться играм – драматизациям. Они способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.

Используются такие приемы театральной деятельности как:

- имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями);

- имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

- имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево);

- имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику);

- импровизация под музыку;

- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;

- ролевой диалог героев сказок;

- инсценирование фрагментов сказок о животных;

- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и другие.

Театрализованная деятельность в жизни дошкольника не только помогает сплотить  детей-воспитателей и родителей, но и совместно обогатить друг друга  мудростью, духовностью, знаниями.

       Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей видов усвоения духовно - нравственных качеств: помогает осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей. Служит продуктивным источником развития детей, помогает обогатить детскую жизнь ребенка и формирует правильные формы взаимодействия детей друг с другом.

Цырганович Ирина Евгеньевна,воспитатель