«Ходи да приглядывайся!»

Одним из важнейших средств познавательного развития детей дошкольного возраста являются наблюдения за природой. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость уважительно и бережно относиться к природе.

   Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый увидел, что снег – это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времён года. Дошкольники с интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Мы, взрослые, должны стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать его к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества, художественной литературе, искусстве.

   Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы является наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.

   В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, за растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:

- наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;

- птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;

- животными, их повадками и особенностями поведения;

- снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;

- только что выпавшим снегом;

- свежим морозным воздухом и др.

   Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово. В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на тёмном рукаве куртки, варежках. Скажите, что снежинки похожи на красивые звёздочки, загадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

Во время снегопада  понаблюдайте, как меняется всё вокруг. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, землю покрываю».

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Приучите ребёнка высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, одним словом работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей.Во время наблюдений необходимо знакомить с народной мудростью: приметами, загадками, пословицами, поговорками. Например:

Вороны каркают стаей – к морозу.

Если зимой облака идут против ветра – к снегу.

Не тот снег, что метёт, а тот что сверху идёт.

Ветер снег съедает.

Бел, а не сахар, ног нет, а идёт.(снег)

В огне не горит, в воде не тонет (лёд)

Важна и практическая деятельность детей в зимний период. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, зарисуйте следы, оставленные на снегу. Оформите альбом с изображением разных форм снежинок, сделайте фигурки из снега, наморозьте разноцветные льдинки.

Огромное значение имеет экспериментальная деятельность с детьми, вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Можно предложить детям сделать несложные опыты, которые можно провести в домашних условиях.

  1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.

Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.

Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.

  1. Предложите детям отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной или горячей водой. Раскладываете лёд и наблюдаете за происходящими изменениями.
  2. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у детей, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Вместе с ребенком сделаем вывод, почему нельзя есть снег.

   Зимняя природа, как сказка, полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю необходимо научить детей искать и находить новое в уже известном, когда – то увиденном.

   Учите ребёнка наблюдать. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества. Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.

Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Удачи Вам и вашим детям!

                                                                                        Старший воспитатель О.Ю.Колесова