Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

вопрос, который бы подтолкнул ребенка к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими, они являются основой сказкотерапии.

   В детском саду в работе с детьми мы используем дидактические сказки, их применение наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия на детей.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания:

  1. Создание образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

     При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными. Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной ,диалогической составляющей. Педагог ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя

эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

   Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи. У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. С помощью сказкотерапии можно решать и данную проблему: применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта). Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.

   Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.

   Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка. Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть

активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

   На что нужно обратить внимание при проведении занятия?

   Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

   Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.

   В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.

   Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.

   Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия по сказкотерапии отличается от структуры проведения обычного занятия:

  1. Ритуал «входа» в сказку.
  2. Повторение (вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились).
  3. Расширение (расширить представление ребёнка о чем – либо)
  4. Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка).

  1. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).
  2. Резюмирование (обобщить приобретённый опыт).
  3. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новые знание, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде).

     Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

                                                                                   Старший воспитатель О.Ю.Колесова