Формирование самосознания ребенка в раннем возрасте

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш воспринимает и понимает социальный мир по – своему.

     Дети чаще замечают мелкие детали, их внимание привлекают, как правило яркие признаки предметов, формы поведения. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны.

      Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Адекватные – положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное – отрицательно. Но у дошкольников очень часто возникают неадекватные оценки, когда они отрицательные явления оценивают положительно, а положительное – отрицательно. Например, мама постоянно ссорится с соседями, при дочери высказывается, не сдерживая выражений, о соседке. Девочка повторяет то же, считая, что поступает правильно. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

     Наблюдая окружающий мир, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на них  воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.

     Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Малыш, к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает, хорош тот или плох, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

     При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной деятельностью, важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер. Воспитатель должен рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира и быть сам  в хорошем настроении при этом. Важны также средства, которыми пользуется педагог.

    Первое средство – это сама социальная действительность, питающая его ум и душу. Это средство воспитания. Нужно показать детям социальный мир  изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но таковым он  становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны, доступны, логично значимы для него.

     Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми  ребенок постоянно действует или видит их в постоянном окружении. Мир разнообразен, значимы и предметы, окружающие его; они должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению.

      Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления его с социальным миром (техническая игрушка позволяет познакомиться с достижением технической мысли; игрушка сюжетная обогащает представление о мире; народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням…)

     Художественная литература и образцы устного народного творчества (потешки, сказки, рассказы, былины, басни, стихи) являются одновременно источником знаний и источником чувств ребенка  Восприятие текста для дошкольников тесно связано, а часто и зависти от иллюстраций.

    Уточняет и расширяет представление о мире изобразительное искусство. Отбор произведений должен осуществляться с учетом возраста ребенка, его интересов, уровня восприятия изобразительного творчества, но и с обязательной перспективой дальнейшего развития.

     Все средства познания можно разделить на три группы:

       Задача педагога – сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

   Мы ведем работу в этом направлении по программе «Я – человек». Цель программы – дать педагогу «инструмент», который поможет сформировать у ребенка представление об окружающем его мире, о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале мы ставили задачу воспитания творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям.

   Наша воспитательная работа  направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях («ты можешь это сделать»; «делай так»). В повседневной жизни следует обратить внимание на игры (сюжетно – ролевые, подвижные), наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

     Нужно беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется разговаривать на данную тему (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания); никогда не принуждать ребенка к разговору. Не спешить с ответом на  вопросы взрослого. Предложить ребенку самому сделать предположение, поискать ответ. Поддержать ребенка уверенностью в том, что он обязательно сам додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его успехе другим детям, близким.

      Первый раздел этой программы - «Что я знаю о себе». Цели раздела – обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.

       Идет изучение своего организма: я – человек , я – мальчик (девочка). У меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык… Это помощники детей, так как они помогают: глаза видят, уши слышат людей, зверей; нос, чтобы улавливать запахи, дышать, руки – чтобы брать предметы, рисовать, играть; ноги – чтобы ходить, бегать.

      Изучение чувств: я умею радоваться, смеяться, улыбаться. Но иногда я огорчаюсь, плачу, грущу, скучаю. Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Я это чувствую.

      Изучение поступков: поступки – это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают плохие и хорошие.

     Изучение умения: я многое умею: разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, лепить, рисовать, мастерить, играть… Я умею аккуратно есть, умываться, одеваться, убирать на место игрушки, помогать маме… Я многому уже научился, но многое еще не умею.

      Изучение семьи ребенка и его родословной: я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон; знаю, как зовут моих родителей, где они работают. 

     Мы – это моя семья: мама, папа, сестра и я. Мы живем дружно…

    В результате ребенок должен понять, что он ходит в детский сад; знает свою группу, своего воспитателя, в саду у него много друзей. В саду есть свои правила, которые все должны выполнять: не обижать друг друга, уступать, помогать, вежливо разговаривать с детьми и взрослыми. Еще есть правила: «каждой вещи – свое место», «поломал – почини», «насорил – убери» и другие.

   Таким образом, осознание возрастных изменений будет способствовать становлению адекватной самооценки, рефлексии, а так же у ребенка появится уверенность в своих возможностях и способностях.    

Белова Светлана Петровна