Особенности детей старшего дошкольного возраста

Категория: Советы психолога Опубликовано: 24.11.2017

Старший дошкольный возраст у детей это период активной подготовки к обучению в школе.  Что меняется в ребенке, что остается прежним, на что следует обратить внимание:

- происходит активное физическое развитие: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется. Движения становятся более целенаправленными, точными.  

- формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

- расширяются интеллектуальные возможности детей: развивается воображение, ребенок учится представлять объекты по описанию, развивать пространственное представление;  память приобретает более избирательный и сложный характер, то есть ребенок начинает выбирать какую информацию нужно запомнить и как это можно сделать – например, выстроить логический ряд.

- все познавательные процессы совершенствуются, и может возникать устойчивая заинтересованность определенными видами деятельности. Это проявляется в деятельности ребенка, он начинает увлекаться математикой или физической деятельностью, приобщается к художественной литературе или к продуктивной деятельности (лепка, рисование). Если отслеживается такая закономерность, можно помочь ребенку в ее развитии: организовать пространство для предпочтительной работы дома или записать ребенка на дополнительные занятия.

-  продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был.

- возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Важно поддерживать ребенка в его стремлении разделять детский коллектив и общаться больше с теми детьми, которые более интересны, но и в то же время не поддерживать открытой вражды. Ребенку не обязательно дружить со всеми, обязательно принимать всех такими, какие они есть, и отходить от тех кто менее симпатичен в детском коллективе.

- определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

- более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Так же дети могут совместно друг с другом создавать ситуации и решать их в игровой форме.

Не смотря на активное физическое и интеллектуальное развитие, дети по прежнему продолжают осваивать окружающий мир и требуют для этого помощь взрослых, в первую очередь своих родителей. Поэтому важно выражать поддержку по отношению к ребенку. Однако ребенок в этом возрасте уже не требует физической защиты, у него возрастает потребность в эмоциональной поддержке. То есть ребенок ждет от родителя понимания, принятия, похвалы за действия. Особенно это выражается в развитии социальных взаимоотношений, ребенок учиться взаимодействию с окружающими пробуя разные формы. Если ребенок рассказывает родителю как он поругался с товарищем, а потом подошел и помирился с ним, или ситуацию где он встал на защиту своего друга, таким образом он говорит о своем успехе и требует похвалы. Если же ребенок говорит, что его обижают, он не ждет от родителя решения проблемы, он ждет принятия своих негативных чувств. В такой ситуации достаточно сказать: «Я тебя понимаю, это неприятно, как ты думаешь как тебе следует поступить в этой ситуации если она повториться?». В большинстве случаев дети знают, как следует поступить, если они получили поддержку от родителя.

С периода старшего дошкольного возраста для ребенка начинается период открытий самого разного спектра окружающего пространства. Если ребенок научиться решать простые жизненные задачи, в будущем он будет справляться и с решением сложных.

Педагог-психолог Павлова Наталья Викторовна

Яндекс.Метрика