Детский сад 82 г.Томск - Леворукий ребенок в праворуком мире
TheGrue.org

Леворукий ребенок в праворуком мире

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. Соответственно любое отклонение от общепринятых норм, даже не обязательно патологическое, вызывает у Вас опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие правила и стандарты, для его же, как кажется, удобства. Это касается и родителей детей-левшей. Очень часто они хотят приучить ребенка работать правой рукой, считая, что ведущая левая рука - это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Отвечая на этот вопрос, хочу сделать акцент на том, что левшество не является патологией и для беспокойства родителей, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

 Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

Можно смело утверждать, что левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами.

Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них хорошо развито абстрактное мышление, однако им трудно логически рассуждать. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается «яркой» мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей, так, например, Менделеев – левша свою таблицу химических элементов увидел во сне.

 Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности, однако в наших силах им помочь.

Первое, на чём стоит сделать акцент – это работа по развитию у ребенка содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев и кистей рук.

Необходимо постоянно закреплять знание правого и левого направлений у ребёнка. Во время обучения чтению, письму, счёту при выполнении любого вида работ необходимо обращать внимание на направления ряда слева направо.

Полезно будет предложить ребенку-левше разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая направление слева направо.

Используйте такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий и событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе со взрослым схематичные рисунки отображающие развертывание этих действий и событий.

Сложными для ребёнка-левши может оказаться освоение зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций. Учить и закреплять эти знания можно ненавязчиво, в обыденной жизни. Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: “Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)”. Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру.

Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Используйте пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры, детали конструктора “Лего”, кубики. На листе бумаги формата А4 “заселяйте дом” - “Кто живёт в левом верхнем углу? А в центре листа? Кого поселишь в правый нижний угол?” и т.д.

Можно также порекомендовать использование «пальчиковых» игр и упражнений, которые не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают ребенку научиться терпению, вырабатывают в нём усидчивость.

Дорогие родители! Одно из основных условий полноценного развития– не надо относиться к леворукому малышу как к ребенку, страдающему серьезным заболеванием, не надо акцентировать внимание на этой особенности. Постарайтесь создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своему левшеству. Способности вашего ребенка ждут своего расцвета, помните об этом и искренне любите его!

Педагог-психолог

Ковалева Юлия Александровна

скачать пособие 

Яндекс.Метрика