Детский сад 82 г.Томск - Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание

Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание

Категория: Методическая копилка Создано: 26.09.2015

Францева Ирина Тимофеевна

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

        Формируя у своих воспитанников гуманное отношение к природе, исхожу из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть  забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная  на решение следующих задач: развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувств эмпатии; формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

         При построении системы экологической работы  обратила особое внимание на следующие основные направления: познавательное, познавательно-развлекательное, практическое, исследовательское, эколого-оздоровительное,  эколого-эстетическое.

         Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий. Использую следующие формы: дидактические игры,   путешествия, спектакли, экологические дни, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

        Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Для реализации этого  направления использую такие формы работы: театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники,  экологические игры, игры – путешествия с применением информационно-коммуникативных технологий. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.

       Практическое направление работы включает совместные с родителями акции по озеленению группы, территории ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветника, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников. Практическая деятельность способствовала не только изучению растительного и животного мира, ландшафтов родного края, но и привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

        Исследовательское направление работы осуществляется в рамках  проектной деятельности;  опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.   Считаю, что экспериментирование является наиболее эффективным методом формирования интереса дошкольников к природе. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами,  элементарные опыты позволяют познать их свойства,  качества и возможности.

        Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение. На прогулках  знакомлю детей  с изменениями природы по сезонам, организую  игры с природным материалом, использую разнообразные игровые упражнения. 

       В эколого-эстетическом направлении  широко использую различные виды изобразительной деятельности. Провожу   с детьми наблюдения различных явлений природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала. Участвую с детьми в творческих конкурсах и выставках  «Осенние мотивы», «Знайкины осенины», «Природа и фантазия», «Огород на подоконнике».

           В работе по экологическому воспитанию детей часто  использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения.

             Чтением художественных произведений  дополняю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. На собственном опыте убедилась, что художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогает развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру, способствует  пробуждению у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе. 

         Такая  деятельность предполагает опору на жизненный опыт ребёнка, развитие эмоций, воображения, находчивости, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, коммуникабельности и др., реализуется потребность ребенка в самовыражении и самоутверждении.

               Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна постоянная повседневная работа. Стараюсь воспитывать детей  в любви к живой природе, так как она прекрасна. Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных. Сам ребенок нуждается в доброте и ласке, и если он получает это от взрослых, тогда способен отдавать свою любовь всему живому. Стараюсь  показать  детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

 

       Таким образом, реализации всех направлений экологического воспитания  способствует не только формированию начал экологической культуры,  развитию экологического мышления у дошкольников, но и воспитанию  нравственных качеств  по  отношению к  природным объектам – доброте и  гуманности;  формированию ценностного, ответственного отношения к природе. 

Яндекс.Метрика