Детский сад 82 г.Томск - Экологическое воспитание детей раннего возраста
Здесь можно купить рыболовные катушки

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 21.11.2014

Басина Любовь Павловна, воспитатель

       Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем в детях с самого раннего возраста. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами, ведь природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Она оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Мир, развивающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако ребенку еще трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. Ребенок познаёт мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувствительной, ориентировочной основе, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Ребенок учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться собственная система знаний, и взрослый преподносит ребёнку то, с чем ребенку полезно познакомиться.

С детьми третьего года жизни я провожу организованные занятия по экологическому воспитанию два раза в месяц. Формирую у детей интерес к явлениям природы, учу относиться к ней бережно: не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить. При планировании работы с детьми, я опираюсь, прежде всего, на индивидуальные особенности детей, уровень их развития и практический опыт.

Ознакомление с природой, как правило, я начинаю с ближайшего окружения. Так, в нашей группе созданы условия для первоначального ознакомления детей с природой. Игрушки и картинки позволяют знакомить маленьких воспитанников с домашними животными (кошкой, собакой, коровой, и т.д.). Чтение и рассказывание сказок знакомит детей с дикими животными (заяц, лиса, волк, медведь). Я учу детей узнавать и называть этих животных и их детенышей (это кошка с котятами, это собака со щенками, это корова с телятами).  Для меня, как педагога, важно развитие познавательного интереса у детей через их интерес к животным, желание рассматривать картинки с изображением животных.

При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художественного произведения происходит знакомство детей с характерными особенностями животных. Они учатся различать и называть части тела животных (у собаки есть голова, туловище, хвост и лапы). Для закрепления знаний мною используются такие игры, как: «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто как кричит?»

Одним из важных средств ознакомления с окружающим миром являются наблюдения. В процессе наблюдения и приобретения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях. Ежедневно в группе проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

В процессе наблюдений я учу детей находить и называть отличительные особенности животных, птиц и рыб (животные ходят и бегают по земле, птицы летают в воздухе, рыбы плавают в воде). Замечу, что цель и задачу наблюдений следует ставить четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постоянно расширяя и углубляя первоначальные представления. Известно, что наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей, вызывая у детей искренний интерес к природе.

В теплую погоду, в начале лета, я знакомлю детей со свойствами воды: она жидкая, её можно переливать из одного сосуда в другой, она может быть холодной и теплой. С этой целью мною проводятся игры, где дети вылавливают игрушечных рыбок и уточек.

В процессе ознакомления с неживой природой я обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой – становится влажным. Дети пересыпают песок из одной формочки в другую. Это увлекательное занятие и его следует контролировать, так как песок может попасть в глаза, уши и нос детей. Дети с удовольствием  делают «пирожки», «холмики», «домики» из мокрого песка.

В дождливую погоду я обращаю внимание детей на то, как идет дождь, и дети наблюдают за тем, как часто-часто падают капли, и все кругом становится мокрым. Дети легко отзываются на мое предложение закрыть глаза и послушать, как стучит дождь по крышам. А после дождя можно отправиться с детьми в удивительное путешествие вдоль луж (они бывают большие и маленькие). Удачей для воспитателя является появление радуги после дождя. Любуясь красотой этого природного явления вместе с детьми, можно уже вести разговор о цветовом спектре.

В тихую осеннюю солнечную погоду я привлекаю внимание детей к разноцветным листьям. Предлагаю им побродить по опавшим листьям, прислушиваясь, как они шуршат под ногами. Учу детей называть основные цвета (желтый, зеленый, красный), а для закрепления знаний провожу такие игры: «Найди такой же листик», «Покажи желтый листик». И, конечно, уточняю с детьми размер и формы листочков: большой, маленький, овальный и т.д.

С помощью вертушек знакомлю детей с силой ветра (дует ветер – какой он, сильный, слабый).

Очень любят дети наблюдать за солнышком. Когда мы в группе, мы играем с «солнечными зайчиками». На улице я предлагаю детям посмотреть вверх, поискать на небе солнышко, протянуть к нему ручки, погреть щечки, используя художественное слово:

«Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое,
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали».

В зимнее время, во время снегопада, мы с детьми любуемся тем, как снежинки медленно опускаются на варежку, на рукав пальто, они все разные. Обращаю внимание детей на то, что на участке и на деревьях много снега и предлагаю потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, но быстро тает от соприкосновения с теплой рукой). Поясняю детям то, что когда приходит зима, деревья остаются без листьев и спят до прихода весеннего тепла.

На прогулке я обращаю внимание на представление детей об окружающем нас мире, доброжелательное отношение к природе. Рассказывая о зиме, говорю о том, что птицам зимой холодно, предлагаю покормить их – посыпать крошек. Дети кормят птиц и наблюдают за тем, как они клюют зернышки, хлебные крошки: это голуби, воробьи, вороны. При этом я, как воспитатель, обращаю внимание детей на то, как птицы машут крыльями во время полета, как ходят  по земле, как клюют корм и т.д.

Знания о природе, полученные на занятиях, и понимание необходимости бережного обращения с ней, дети усваивают лишь в том случае, если они подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представлением об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.

Нужно помнить, что каждый день в природе неповторим! И хорошо, если дети не просто согласны с этим утверждением, а понимают его сердцем и умом.

Яндекс.Метрика