Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД «Традиции русского народа»
Рыболовные катушки http://nachodki.ru/shop/okhota-turizm-rybalka/katushki.html на сайте nachodki.ru

Конспект НОД «Традиции русского народа»

Категория: Конспекты занятий Создано: 17.04.2018

Воспитатели Епифанова М.А., Тарабрина Е.А.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции с познавательным  развитием, социально-коммуникативным развитием, речевым развитием.

Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора плоскостных поверхностях.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками»).
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность. 
Познавательное развитие:
Продолжать формировать знания детей к видам русского декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к изучению истории России и родного края. 
«Социально-коммуникативное развитие» 
Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории и культуре русского народа.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
Речевое развитие:

Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.

Оборудование: зрительный ряд ( на доске виды различных декоративных элементов -Хохломы, Городца, Гжели ), образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках на блюде, самовар,  интерьер «Русская изба», аудиозаписи «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, «Колокольный звон Московского Данилова монастыря», заготовки формы яиц для росписи по числу детей, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки.

                                             Ход занятия:

Звучит колокольный перезвон. Дети вместе с воспитателем входят в группу (перезвон звучит тише).

Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей – давайте с ними поздороваемся!

Хотите мы с вами улучшим наше настроение. Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться!

Я хочу поделиться с вами улыбкой!

Я дарю вам свою улыбку.

Я люблю вас.

У вас такие солнечные и лучистые улыбки,

Что, глядя на них, ярче становится день

И на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех,

Кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь нашим гостям!

Как ярко и тепло стало в нашем зале. Ребята, скажите пожалуйста, какой же великий христианский праздник мы будем отмечать 8 апреля?
( воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные) 
Пасха – наш самый большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства.
Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится, этот праздник целую неделю. С давних времен на Пасху  люди одевают   самую красивую  одежду , ходят в храм, друг другу в гости . При встрече они говорят такие слова : «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни – каждый старался, как мог.
Ребята, сегодня мы тоже побываем в гостях у известной Мастерицы Арины. И отправимся мы с вами в путь по ручейку времени.
 (дети подходят к столу, за которым сидит мастерица)
Воспитатель:- Ребята, познакомьтесь, это Мастерица Арина.
Дети здороваются, Мастерица кланяется и приглашает всех в избу. Дети садятся вокруг стола вместе с мастерицей.
Мастерица:
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать Иисуса Христа прославлять.
 Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
 Расписные яйца - это символ пробуждения земли, символ Пасхи. Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. (Раскрывает , стоящее на столе блюдо с яйцами)
Посмотрите, что за чудо
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
— Пасха — праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, 
Символ жизни на земле!

Воспитатель: Мастерица Арина, послушайте, Дана  стих про Пасху знает:

 Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько: 
Крестик, солнышко, цветы. 


Мастерица Арина: : Чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло давайте передадим яичко по кругу и каждый из вас вложит в него всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, теплоту ваших душ и помыслов, чтобы всё плохое от нас ушло и осталось только хорошее (дети передают яйцо друг другу звучит, «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой)

Воспитатель: Ребята, какие элементы росписи вы увидели на яйцах- писанках?
(Чаще всего на писанках , мастера изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать, красивым орнаментом.( Картинка с пошаговым изготовлением яиц).

Мастерица Арина : Ребята, поможете мне расписать остальные яйца к празднику и накрыть праздничный стол?

 Воспитатель: Конечно, мы поможем тебе Мастерица Арина .

 (Динамическая пауза).
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем
Из печи несем куличи
А от курочки – яички.
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем - будет золотое.
Проходим за столы:

Воспитатель:
Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
Сам узор может быть самым разным: и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов: прямые, волнистые, кружочки, звездочки. Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные: желтую, зеленую, красную, голубую.
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок но сначала мы приготовим наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику:

Пасхальное яйцо мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

Весело мы с ним играем.( 3раза)

 (Музыкальное сопровождение). Дети располагаются за столами и расписывают макеты яиц Воспитатель:: Пока сохнут наше творение , пришла пора поиграть детвора.
Р.Н. игра « Волшебный платок!» 

Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо- яйца вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается! Пасхальный стол по русскому обычаю должен быть не просто богат яствами, но и красиво украшен . Ну а теперь дополним наш стол куличами прямо из печи ( ставит кулич). Чем же ещё можно украсить стол? (Варианты детей- салфетками, цветами…)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пасхальные яйца не только кушали, но и играли с ними. Конечно, я знаю очень много игр, но вам хочу предложить мою самую любимую игру. Называется она «Катание яйца». Ребятишки, вы должны прокатить ваше яйцо с горки, а пока оно катится, вы должны сказать пожелание друг другу.

Игра «Катание яиц»

Воспитатель: Я тоже хочу, чтобы мое желание сбылось и поэтому сыграю вместе с вами. Очень понравилась игра, а вам? Наши яйца подсохли и готовы. Ребята вы очень постарались сделать их яркими, красивыми..

Мои хорошие, о каком празднике мы с вами говорили сегодня? Что мы сегодня изготовили для наступающего праздника ? С какими мыслями вы выполняли работу?

Рефлексия
Воспитатель:  Понравилось вам в гостях у Мастерицы?
Мастерица:
 Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает 
Спасибо вам, дети , за ваше умение и труд!
(Мастерица дарит корзину с шоколадными яйцами).
Воспитатель: А мы с вами, ребята подарим нарисованные яйца нашим родителям. И  поздравим с наступающим праздником .
А сейчас нам пора возвращаться в  нашу группу по ручейку времени. До свидания!

Яндекс.Метрика