Путешествие в мир русских семейных традиций и обычаев

Категория: Конспекты занятий Создано: 21.02.2019

Организованная образовательная деятельность с детьми

средней группы

Автор: Власова Валентина Николаевна

Образовательная область « Социально- коммуникативное развитие»

Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою семью.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать представление о русских семейных традициях и обычаях.

-Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук).

-Формировать интерес к народному творчеству.

- Формировать умение мастерить тряпичную узелковую куклу.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к членам своей семьи, её традициям, к членам семей своих товарищей, традициям их семей.

 

Материал и оборудование: Группа оформлена, как музей с экспонатами: самовар, кукла, уголек, зерна, монеты, корыто с водой, полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба, узелок с солью, фотографии принесенные детьми из дома, нитки, вата, кукла – образец, компьютер.

 

Предварительная работа: Беседы « Я и моя семья», «Русские семейные обычаи и традиции»; подготовка семейных фотографий детей; рассматривание тряпичных кукол, кукол- оберегов; чтение русских народных сказок; слушание песен.

 

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на свою группу? Что изменилось? Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

Дети: Наша группа превратилась в музей. Мы сегодня отправимся в музей на экскурсию.

Воспитатель: Правильно. Нам предстоит путешествие в мир русских семейных традиций и обычаев. Располагайтесь так, чтобы всем было удобно и все видно и слышно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Это что? ( Указывает на самовар.) Зачем нужна эта вещь в доме?

Дети: Это самовар. В нем кипятили воду для чая.

Воспитатель: Правильно. Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар. А это что за вещица? ( Показывает на чугунок.)

Дети: Это чугунок, в нем варили еду.

Воспитатель: Правильно. В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. И сейчас часто семьи собираются за праздничным столом у самовара. А об этой фотографии – экспонате нашего музея расскажет её автор. Ведь на ней изображена семейная традиция его семьи.

(На фотографии изображена семья за празднично накрытым столом. Ребенок рассказывает о традиции в своей семье: ежегодно вся семья собирается у прабабушки, чтобы отметить день ее свадьбы с прадедушкой.)

Дети танцуют под фонограмму « Самовар».

Воспитатель: Кто тут плачет, слезы льет? ( Слышится фонограмма детского плача.) Да это малец – удалец. (Достает из колыбели куклу.) Сегодня родился, да вдруг рассердился. Возьмем его на руки, он и успокоится.             ( Качает на руках куклу.) С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем ему имя, но не модное заграничное, старинное русское.

Дети называют имена, выбирают ему имя Илюшенька.

Воспитатель: Человек растет. И имя его растет. Пока он кроха, зовут его Илюшенькой. Подрастет, будут Ильей звать. А как взрослым станет, Ильей Ивановичем величать будут. А вас как будут называть, когда повзрослеете?

Дети называют свое имя и отчество.

Воспитатель: Очень часто русские люди называли своих детей в честь великих, знаменитых людей. И в наше время эту традицию не забыли.

Воспитатель: Когда родители дают имя своему ребенку, они мечтают, что он будет умным, здоровым, счастливым. Посмотрите, здесь для маленького Илюшеньки приготовлены необычные предметы. ( Показывает уголек, зерна, монеты, раздает их детям.) Как вы думаете, зачем малышу эти предметы? (Выслушивает предположения детей.) Во времена наших прапрабабушек, когда в первый раз купали ребенка, клали в корыто с водой уголек, зерна и монетки. Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу». ( Ребенок кладет в корыто уголек.) Когда клали зерно, приговаривали: «Будь всегда сыт». ( Ребенок кладет в корыто зерно.) Кто из вас догадался, что говорили, когда клали монетки? ( Предположения детей.) Правильно. Говорили: « Будь всегда богат». ( Ребенок кладет монетки в корыто.) Теперь нашего Илюшеньку можно купать. ( Купает куклу, приговаривает.)

Тили – тили – тили- тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Илюшки

Полное ведерко.

Мыли, мыли, мыли, мыли,

Бело – набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была - черным – черна. ( Вместе с ребенком вытирает куклу.)

Дети, дайте, пожалуйста, полотенце.

Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

Вытерли мы малыша, а что же дальше?

Дети: Надо его запеленать.

Воспитатель: Да, а заворачивали ребенка в отцову рубаху, чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным, добрым. Давайте завернем Илюшку. ( Дети помогают.) Расти, малыш, будь похож на отца с матерью.

Воспитатель: На Руси не только гостей хлебом– солью встречали, но и младенцев. В люльку с новорожденным клали кусочек хлеба и узелок с солью, приговаривали: « Наконец – то ты родился, Илюшенька, долго мы тебя ждали!».

Воспитатель: Вот и уснул Илюшенька, у него сегодня именины. А вы знаете, что на именины принято дарить подарки. Как вы думаете, что на Руси дарили младенцу? А на Руси младенец получал подарки не только от родных ему людей, но и от соседей: кто носочки свяжет, кто рубашечку сошьет, кто игрушку смастерит. Но обязательно, среди подарков была кукла – оберег. Кто знает, что это такое?

Дети рассказывают о куклах – оберегах, их назначении, о том какие обереги есть у них дома.

Воспитатель: Давайте, ребята и мы сделаем куклы – обереги для своей семьи и для Ильи. Надо взять квадратный лоскут, положить в центр вату, обернуть вату лоскутом, обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков лоскута, свернутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову куклы повяжем косынку. Кукла – оберег готова. Я для вас кое – что припас, посмотрите в сундучке. ( Дети находят в нем лоскуты ткани и нитки.) Уж вы постарайтесь, сделайте кукол яркими и нарядными, чтобы охраняли вашу семью от всякого зла и напастей. Перед тем, как начать работать, подготовим свои пальцы.

Пальчиковая разминка:

Аленка маленька, шустра да быстра (Соприкасаются пальцами.).

Воды наносила, сарафан сшила (загибают пальцы),

Песню спела, везде поспела,

В охотку ей любое дело (хлопают в ладоши).

Дети приступают к работе под фонограмму « Золотая прялица». (Скатывают вату в комок, кладут на середину белого лоскута, с помощью воспитателя ленточкой обвязывают шею, ручки, насаживают куклу на конус, подвязывают красной косынкой)

Воспитатель: Вот и смастерили мы куклы – обереги. Я подарю свою куклу Илье, а вы – своей семье. Пусть они оберегают вашу семью от зла и разных напастей. Ну а на именины принято водить хоровод. Становитесь в круг.

Русская народная игра « Каравай» под фонограмму.

Воспитатель: Славно мы сегодня потрудились. А на прощание пожелайте Илюшке что – нибудь хорошее.

Дети высказывают пожелания малышу.

Воспитатель: Понравилось вам в музее семейных традиций? Что интересного мы узнали сегодня о русских семейных традициях, о ваших семейных традициях?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Надеюсь, вы поняли ребята, как важно для каждого человека иметь семью, иметь семейные традиции и дорожить ими.

Яндекс.Метрика